Прахт Дмитрий. Многоженство и временный брак в исламе. | 23:11 |
Многоженство и временный брак в исламе Прахт Дмитрий, студент III курса СПбПДА В исламе можно выделить несколько форм традиционного брака: многоженство, временный брак, левират, сорорат. В этой статье мы рассмотрим наиболее интересные формы брака, такие как многоженство и временный брак. Практика многоженства существовала у арабов до распространения ислама: вожди аравийских племен, родовые старшины имели каждый до десяти жен. Однако своим приходом ислам не ввел запрет на полигамию как христианство, а лишь сократил число законных жен до четырех. Это постановление зафиксировано в Коране: «… женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех» (4:3). Исключением из правила иметь одновременно не более четырех жен был Мухаммад, который имел одиннадцать жен. Мусульманские богословы причину того, что ислам не отменил институт многоженства, видят в том, что молодая религия не хотела вызывать сильного потрясения в обществе. По-видимому, ограничение многоженства было вызвано социальными причинами. Так, в период провозглашения ислама шел процесс объединения арабов, когда более сильные семьи племен поглощали своих слабых соплеменников, иногда заключались и дружественные союзы с другими племенами. Вполне возможно, что, стараясь не допустить укрепление власти отдельных семей и родов, господствующий клан курейшитов подобным законоположением стремился ограничить многоженство, то есть ограничить количество семей объединенных в один союз. Помимо жен в исламе разрешается иметь еще и наложниц (33:49, 52). Этим допущением пользовались халифы, шахи, ханы. Мусульмане пытаются дать логическое обоснование возможности брать в жены одновременно несколько женщин. Они ссылаются на дисбаланс мужчин и женщин в различных странах, указывают на периоды частых войн и катаклизмов, в результате чего количество мужчин в умме резко сокращается. Условие, выполнение которого необходимо для разрешения мужчине иметь более одной жены, – его уверенность в том, что он будет справедлив к своим женам, распределяя еду, напитки, жилье, одежду, а так же распределяя время между ними. В этом наиболее четко проявляется мысль о полной собственности мужа – господина по отношению к женщине, которая по существу всецело зависела от мужчины и в экономическом, и в духовном отношении. О какой справедливости ко всем женам может идти речь, если в том же Коране говорится, что трудно сохранять эту «справедливость». «И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого» (Сура4:129). Согласно канонам ислама, каждой замужней женщине должно предоставляться отдельное помещение: дом, квартира или же отдельная комната со всей необходимой обстановкой и хозяйственной утварью, а так же содержание в разумных, доступных мужу пределах. Таким образом, возможность иметь несколько жен зависит от материального благополучия и желания. Рассмотрим, как право многоженства в мусульманских странах реализуется в наше время. В таких странах, как Турция, где полигамия официально разрешена, многие мусульмане имеют по несколько жен. Некоторые турки регистрируют в государственных органах только один брак, а остальные – только религиозно, перед имамом. Турецкое правительство издало закон о признании таких «имамских браков» и узаконило вторые и третьи браки. Только в период с мая 1991 г. до декабря 1993 года в Турции было зарегистрировано 67074 таких «имамских браков». Эти цифры ярко свидетельствуют о большой распространенности полигамных браков в исламском обществе. В то же время в исламской литературе очень часто можно встретить необъективные высказывания о редкости многоженства в исламском мире. Некоторые современные мусульманские богословы понимая, что полигамия разрушает гармонию в семье и не является идеалом брака, указывают на моногамный брак как на идеал и совершенную форму человеческой любви. Запрещая многоженство и освящая супружество благодатью Святого Духа, христианская вера вносит в семейную жизнь, своих последователей взаимную любовь и согласие, уравнивает жену с мужем, дает средства к нравственному воспитанию детей и таким образом делает семейную жизнь христиан мирной и благочестивой. А мусульманская вера заповедует своим последователям многоженство, вносит в семейную жизнь несогласие и раздор. Пытаясь защитить ислам от упреков в полигамии, мусульманские богословы ссылаются на то, что в Новом Завете будто бы нигде нет какого-либо предписания, запрещающего многоженство. В работе «Религия креста и религия полумесяца» преподаватель религиоведения Московской Духовной Академии Ю. Максимова указывает на несостоятельность подобных обвинений. Отрицание полигамии присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так, что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6; ср.: Мк. 10, 7-9; Еф. 5, 31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что «В начале создания Бог мужчину и женщину сотворил их» (ср.: Мк. 10, 6). Так же в другом месте: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк. 10, 11-12; ср.: Лк. 16, 18). Слово «муж» и «жена» использованы здесь в единственном числе: один муж – одна жена. Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное ее установление – в Ветхом Завете нет ничего, что специально (как в исламе) разрешало бы полигамию. Она чисто человеческое установление. В Ветхом завете имеются места, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: « И чтобы не умножал себе жен, дабы не развращалось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор. 17, 17). Из этой цитаты видно, что многоженство «развращает сердце» и Господь призывает не делать этого. Многоженство в исламе– это характерное для мусульманского общества установление, дискриминирующее женщин и поддерживающее мужчин. Теперь рассмотрим такое явление в исламе как временный брак. Временный брак является одним из существующих в наше время институтов, вызывающих не меньшее количество споров и осуждения, чем многоженство. Основной его особенностью является та, что мужчина может взять себе супругу на определенный, установленный по договоренности период времени. Продолжительность такого периода может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. Мухаммад утвердил так называемый «брак на время». Согласно этому шиитскому праву, и в наше время можно за определенную сумму установить брак на один день, на одну неделю или на месяц. При этом мусульмане опираются на высказывания Мухаммеда «и замужние из женщин, кроме тех, если ими не овладели десницы ваши (рабыни) по писанию Аллаха над вами. И разрешено вам в том, что за этим искать своим имуществом (за деньги овладевать женщиной), соблюдая целомудрие, не распутничая. А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им награду по установлению…» (4:28). Тот факт, что женщину покупают на время за деньги, толкуется как один из видов выкупа за невесту. Конечно, ограниченные временем браки не подлежат разводу. В том случае, если от такого союза появляются дети, мужчина волен решать, признавать ему этого ребенка своим или нет. Бывают случаи, когда женщины в Германии выходят замуж за мусульман, и только позже узнают, что такой брак в исламе возможен только на определенное время. Если потом мужчина уходит, женщина остается без всякой правовой поддержки и без материального содержания. По окончании срока, определенного в условии, брак прекращается, и жена без всякого дозволения вправе отлучиться от мужа. При изъявлении желания продолжить брак должно быть составлено новое условие. Временный брак – самый архаичный из семейно-брачных договоров шариата. Он имеет достаточно широкое распространение в наши дни и, по всей видимости, в ближайшем будущем сохранится. Необходимо отметить всего лишь один исторический факт в этой связи. Мухаммад, еще в свое время понимавший анахронизм этого явления, предпринял попытку запретить его, но это «встревожило купцов, которые убедительно доказывали пророку, что при многомесячных торговых походах без временных браков им никак не обойтись, что это требование Аллаха невыполнимо. Многие верующие и в наше время считают, что пророк, в конце концов, разрешил временные браки, другие же отрицают это. Как бы там ни было, но институт временного брака функционирует и по сей день. Можно заключить, что кратковременность периода, на который возможно взять жену (например, один день) дает основание подозревать под данным видом брака легализованную проституцию. © 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. | |
Просмотров: 2002 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/4 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||