Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Прахт Дионисий. Мусульманские секты в Средней Азии: бабиды и бахаиты.
Прахт Дионисий. Мусульманские секты в Средней Азии: бабиды и бахаиты.
23:23
Мусульманские секты в Средней Азии: бабиды и бахаиты.
 
Прахт Дионисий, студент III курса СПбПДА
 
 В начале VIII в. значительная часть территории Средней Азии оказалась под властью арабов. Вместе с завоеванием шла исламизация населения, распространение арабского языка.
             
Говоря о распространении ислама в средней Азии обычно подчеркивают насильственный характер распространения данной религии, разрушение ряда культурных ценностей. Население покоренных арабами областей и стран облагалось несколькими налогами. Главными среди них были подушная подать «джизья» и поземельный налог харадж. В то же время подушный налог платили только те, кто не принял ислам. Некоторых привлекала проповедь арабских миссионеров о мнимой демократии ислама, кажущемся равенстве членов мусульманской общины. Аристократия, землевладельцы-дихкане и городское купечество – расценивали переход в ислам как тактический прием, чтобы сохранить свои богатства и положение. Правда, так поступали не все. После завоевания арабами Самарканда часть потомственной аристократии, не желавшая принять ислам, выселилась из города и основала свое поселение; то же произошло и в Бухаре.
Мусульманское население Средней Азии принадлежало к различным толкам и направлениям, большинство составляли сунниты, преимущественно ханифитского толка. Однако встречались и приверженцы других толков – маликиты, шафииты, шииты. Это объяснялось тем, что прибывшие арабы принадлежали к разным племенам, придерживающихся разных направлений.
На почве религиозных противоречий между сторонниками различных мусульманских толков происходило немало столкновений. Позднее под флагом борьбы с «неверными» шиитами в XVI- первой половине XIX в. с одобрения суннитского духовенства организовывались грабительские походы туркменской вольницы на Иран. В то же время карательные захватнические экспедиции иранских предводителей на туркмен проходили также с благословения духовенства – на этот раз шиитского, под лозунгом наказания «неверных» суннитов. Фольклор и литература обоих народов запечатлели немало трагических страниц конфликтов, подогреваемых религией, но имеющих вполне реальные социально-экономические корни. Эти «религиозные» набеги и грабежи прекратились лишь в 80-х гг. XIX в. после вхождения Туркестана в состав Российской империи.
Переносясь в новое время, следует нельзя не упомянуть о мусульманских сектах, связанных в определенной мере со Средней Азией – бабидах и бахаитах.
Следует заметить, что среди ученых существует широкий спектр мнений относительно характера этого движения: от исламско-синкретической секты до новой мировой религии.
Секта эта зародилась в середине XIХ в. в Иране в лоне шиитского ислама. Основателем бабидского движения, отразившего накопившееся недовольство существующим строем городской бедноты и крестьян Ирана, был торговец Али Мухаммад Ширази (1820-1850). 23 мая 1844 г. он объявил себя «Бабом» – «вратами» божественного откровения, посредником между Богом и людьми. Основное свое учение, ставшее программным документом он изложил в книге «Байана» («Откровение»). В ней он провозглашал принципы буржуазного общества: братство и равенство всех людей, с оговоркой, что это касается лишь мусульман.
Бабизм был более демократичен, чем ортодоксальный ислам, требовал упрощения в области обрядности. Встревоженные высшие круги шиитского духовенства объявили беспощадную войну этому учению.
Баб был арестован и 9 июля 1850 г. по распоряжению шаха и в соответствии с решением духовного суда шиитских законоведов был расстрелян в Тебризе (Тавризе, город на северо-западе Ирана). Эта участь постигла многих последователей, некоторые ушли в подполье. Бабиды потерпели поражение в столкновении с более устойчивым государственным организмом. [1]По некоторым данным, одно из селений эмигрантов-бабидов существовало и в Атеке (ныне территория Каахкинского района).[2]
Продолжателем дела Баба стал бежавший в Турцию мирза Хусайн Али Нури (1817-1892), более известный по своему прозвищу (среди бабидских вождей это было обычным явлением) «Баха-Аллах» - «Блеск Божий».[3]    
В 1873 г. Баха-Аллах закончил работу над программным сочинением бахаизма – «Китаб-и Акдас» («Священная книга»), а себя назвал Бехауллой (Божьим блеском). Поэтому новое учение получило название бахаизм.
Бахаизм пошел дальше бабизма в отношении сокращения обрядности, объявил равенство мужчин и женщин, согласование религии с наукой и разумом. В то же время Баха-Аллах проповедовал лояльность по отношению к властям и отказ от вооруженной борьбы за свои идеалы.[4]
Баха-Аллах выступил объективно идеологом той части мусульманского общества, которая ориентировалась на Запад, тяготела к развитию капитализма в странах Ближнего и Среднего Востока по западному образцу.[5]
В мае 1892 г. Баха-Аллах испытал приступ лихорадки и вскоре скончался. К этому времени бахаитские общины существовали на территории Османской Турции, Ирана, России, Британской Индии.
В результате активной деятельности бахаитских общин последовал указ султана об ужесточении пребывания бахаитов в Сирии и ограничение свободы их передвижения. Несколько десятков бабидских семей, бежавшие в Россию, нашли приют в Ашхабаде. Большинство из них стали в последствии бахаитами. Стремительно разбогатев на торговле, многие вошли в городскую элиту, в состав городского общественного собрания. В 1902 г. с разрешения властей был заложен первый камень в основание бахаитского храма, который строился по проекту архитектора А. Волкова в соответствии с эскизом Абд ал-Баха.[6]Этот храм был построен в 1918 г. и простоял до 1963 г. Община бахаитов в Ашхабаде просуществовала до 1938 г.[7]
В Средней Азии в отношении бахаитов правительство России проводило покровительственную политику. Это, в частности видно на примере дела об убийстве бахаита шиитами в Ашхабаде.
Так в сентябре 1889 г. на ашхабадском базаре двое шиитов из Ирана убили кинжалами бахаита хаджи Мухаммада Реза Исфахани, за то, что последний пренебрежительно отозвался об основном шиитском принципе имамата. Александр III отправил из Санкт-Петербурга в Ашхабад следственную комиссию, которая признала убийц виновными и приговорила к смерти. Однако по ходатайству местной бахаитской общины смертная казнь была заменена сибирской каторгой, что, в свою очередь, подняло престиж бахаитов в глазах общественного мнения.[8]
Ашхабадские бабиды-бахаисты поддерживали связь как со своими единоверцами, живущими в других регионах, так и со священными для них местами культа. В частности они совершали паломничества (хадж ул-бейт) к дому в Акке, где жил Бехаулла, а позднее его сын.
Россия в лице многих официальных представителей поддерживала бахаизм в мусульманских регионах в надежде добиться бесконфликтной аккультурации туземного населения окраин. Следует отметить, что далеко не все и не сразу в российской политической элите увидели в бахаизме возможный инструмент Запада для проведения колониальной политики по отношению к самой России. Отношение к бахаитам несколько охладело, когда генерал А.Н. Куропаткин, военный министр России в 1898-1904 гг., получил достоверную информацию об использовании бахаитов британской разведкой.
 
 
 

 
Примечания:
 
[1]Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаитской международной общины (XIX – XX вв.). СПб.: Издательство СПб ГУ, 1998. С. 24-26.
 
[2]Демидов С.М. История религиозных верований народов Туркменистана. А.: Ылым, 1990. С. 81.
 
[3]Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаитской международной общины (XIX – XX вв.). С. 26.
 
[4]Базиленко И.В. Бахаизм: история вероучения (середина XIX – начало ХХ в.). С. 43.
 
[5]Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаитской международной общины (XIX – XX вв.). С. 78.
 
[6]Там же. С. 43.
 
[7]Иоаннесян Ю.А. Бахаи религия // Православная энциклопедия. М., 2002. – Т. IV. С. 391-392
 
[8]Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаитской международной общины (XIX – XX вв.). С. 88-89.
 

  © 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия.

Просмотров: 840 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: