Прахт Дмитрий. Расторжение брака в исламе. | 23:30 |
Расторжение брака в исламе
Прахт Дмитрий, студент III курса СПбПДА
В соответствии с нормами шариата, в исламе существуют три вида развода:
1. Талак;
2. расторжение брака по взаимному согласию;
3. развод путем судебного решения об отделении мужа от жены.
Слово «талак» обозначает «развязывание узла», «разрешение проблемы» и используется в шариате для объявления развода.
Наиболее детально процесс расторжения брака описан в полном сборнике законов шариата – «Хидоя: Комментарии мусульманского права», составленный знаменитым факихом-правоведом Бурхануддином Маргинанив XII в. На этот авторитетный мы будем ссылаться в данной статье.
Для развода с женой мусульманину достаточно произнести формулу расторжения брака, заключающуюся в трехкратном повторении слова «талак», то есть «ты разведена». Даже развод, произнесенный по вынуждению, под влиянием угроз, имеет законную силу.[1]Также действительным считается развод, произнесенный мужем в нетрезвом виде,[2]и даже немым, если он выражается в ясно-понятных знаках.[3]
Легкостью развода очень часто злоупотребляют. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с девятьюстами женщинами, то есть в среднем каждый месяц имел новую жену.
Из сказанного ясно, что во всех случаях инициатива развода принадлежит мужу. Это подчеркивает явное неравноправие женщины с мужчиной. Единственный случай, когда жена может требовать развода, это импотенция мужа. Но и тут положение мужа и жены далеко не одинаково. Если жена-девственница заявит казию об импотенции мужа, то ему на испытание дается годичный срок, по истечении которого жену свидетельствуют лица ее пола и если они заявят, что жена осталась девственницей, то она может требовать развода.[4]
Но совсем другое дело, если требование о разводе заявляет жена, лишенная девственности. В таком случае мужу также назначается год на испытание и если, по истечении года, муж клятвенно подтвердит, что фактически за этот промежуток времени был ее мужем, то, как бы жена ни доказывала обратное, ее заявлениям не поверят, она развод не получит.[5]
Недовольство или подозрение в неверности жены, нежелание продолжать совместную жизнь, плохое настроение могут служить поводом для развода, что является символом патриархального руководства.
Талак является самым распространенным видом развода в мусульманском мире. При разводе муж может даже не объяснять причину, по которой хочет развестись.
Существует 17 формул помимо «ты разведена», следствием которых должен быть развод, и в их числе интересны следующие: «Поводья брошены на твою собственную шею», «соединись со своим родом», «опусти покрывало», «твои дела на твоих собственных руках», «ищи товарища», «да будет твоя спина для меня, как спина матери».[6]
После произнесения одной из таких формул или выражения их знаками и на письме жена становится запретной для мужа в течение трех месяцев, чтобы выяснить, не будет ли она иметь ребенка от своего мужа.
Если формула развода произнесена один раз в течение одного месяца, то до окончания идда муж может снова вернуть к себе жену.[7]Но если развод дается путем троекратного повторения формулы в три последующих один за другим месяца или даже в течение одного месяца, то в этом случае новый брак, с отпущенной женой, разрешается не иначе как если она сначала выйдет за другого мужа, который в свою очередь разведется с ней.
По нормам ислама, при разводе мусульманину необходимо придерживаться следующего порядка. Мусульманин, исходя из сложившейся сложной ситуации в семье, говорит жене: «Ты разведена». С этого момента у женщины начинается срок «идда». Но она остается пока в доме мужа. По истечении определенного времени, если положение дел не изменилось, а отношение между ними продолжают обостряться, муж говорит ей еще раз: «Ты разведена». Если же положение изменилось в лучшую сторону и мусульманин пожелает остаться с ней, то он может заключить с ней новый брачный союз, то есть изменить свое первое решение. Но если мусульманин третий раз объявляет ей: «Ты разведена», то по истечении определенного времени она становится свободной и может выходить замуж за другого человека. Мусульманин, который объединяет все вышеуказанные этапы развода в единый, совершает большой грешный поступок, вступая в противоречие с исламским шариатом.[8]
Рассмотрим расторжение брака по взаимному согласию. Такой вид развода предусмотрен Кораном и представляет собой одну из форм развода, когда инициатором может выступить женщина. Она предлагает своему мужу, чтобы тот развел ее в обмен на приобретение каких-либо благ.
В специальной литературе встречается два вида развода по взаимному согласию супругов – хаал и мубарат.[9]Хаал, – отмечает М.В. Вагабов, – это вид мусульманского развода, при котором жена предлагает мужу свой махр или другую собственность в качестве выкупа за право получить развод.[10]Для того чтобы хаал был законным, к обеим сторонам предъявляется целый ряд требований, основными из которых являются: совершеннолетие, жена должна свободно располагать имуществом, предоставленным в качестве выкупа или вознаграждения.
Развод путем мубарат состоит в том, что жена и муж отказываются друг от друга, договорившись о том, что жена взамен развода дарит мужу часть своего выкупа и приданого, а муж также отказывается от того, что дал раньше.
Осуществление развода через суд начинает играть все более важную роль в современном обществе, хотя до сих пор к нему прибегают нечасто. В таких странах, как Ирак и Алжир, брак считается заключенным с момента официальной регистрации его в суде и подтверждается соответствующим документов, без которого получение развода в суде будет невозможно.
Существует шесть общих оснований обращения в суд за разводом:
· разногласие между супругами;
· наличие каких-то недостатков или дефектов у мужа;
· невозможность выплаты содержания;
· отсутствие мужа без приемлемых оправданий;
· заключение мужа в тюрьму;
· изменение религии одним из супругов.
Развод на почве физических дефектов одного из супругов является одним из наиболее вызывающих разногласие между мусульманскими юристами. Существуют две противоположные позиции. Одна сторона не признает возможность наличия такого основания для развода, другая, придерживающаяся ханбалитского толка, утверждает, что любой дефект мужа или жены дает право одному из супругов инициативы развода, так как контракт был заключен на основе принятия за данность отсутствие дефектов. При этом не дается общего определения дефектов, но декларируется пространный их перечень.
Согласно Гражданскому Кодексу ИРИ, женщина может выступить инициатором развода в тех случаях, когда мужчина не в состоянии обеспечить семью и признается не дееспособным. Этот вопрос должен решаться в суде. Надо отметить, что в случае развода женщина практически лишается всего нажитого с мужем имущества и права воспитывать детей. Согласно установленным нормам, под ее непосредственной опекой могут находиться мальчики лишь до 2 лет, а девочки – до 7. В случае смерти мужа все права по опеке детей переходят к отцу мужа.
Мы видим, что мусульманский развод выделяется своей легкостью, которой часто злоупотребляют. Для развода с женой мусульманину достаточно произнести формулу расторжения брака, заключающуюся в трехкратном повторении слова «талак», то есть «ты разведена». Даже развод, произнесенный под влиянием угроз, в нетрезвом виде, имеет законную силу. Почти всегда инициатива развода принадлежит мужу. Все это подчеркивает явное превосходство мужчины над женщиной.
Примечания:
[1] Хидоя: Комментарии мусульманского права. . В 4 т. Пер. с англ., под ред. Н.И. Гродекова. Отв. ред., автор вступ. статьи и комментариев А.Х. Саидов. – Ташкент: «Узбекистон», 1994. Т.1. С. 230.
[2]Там же. Т.1. С. 231.
[3]Там же. Т.1. С. 231.
[4]Шарль Р. Мусульманское право. С. 351-352.
[5]Хидоя: Комментарии мусульманского права. Т.1. С. 352.
[6]Там же. Т.1. С. 233-234.
[7]Там же. Т.1 С. 223.
[8]Юсеф Аль-Кардави. Халал и харам в исламе. Махачкала, издат-ое предприятие «Слово». Пер. с араб. Загира Арухова и Расула Гаджиева, 1992. С. 53.
[9]См.: Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: в типографии II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1850. С 337-339.
[10]Вагабов М.В. Ислам и семья. – М.: Наука, 1980. С.73.
© 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. | |
Просмотров: 997 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/3 | |
Всего комментариев: 0 | |