Как поверить в себя. (автор: Светлана Малевич). | 22:46 |
Почему одни верят в свои силы и умеют противостоять сложностям, других смущают малейшие неудачи, а третьи тихонько сидят в углу и даже не пытаются замахнуться на серьезные поступки? Многие считают, что вера в себя – это данность: либо есть, либо нет. Однако психологи решили посмотреть на нее попристальнее и понять, из чего она состоит. Психолог Альберт Бандура ввел понятие «самоэффективность»: заранее существующая уверенность человека в том, насколько его действия окажутся результативны. Насколько ему по плечу окажется важный разговор, переезд в другой город, знакомство с интересующим человеком? Не по плечу? – тогда, наверное, и пытаться не стоит. Ведь вера в себя (она же - самоэффективность) сильно влияет на выбор задач. Поводом к размышлениям о самоэффективности стал для Бандуры эксперимент, в котором испытуемых школьников с совершенно одинаковыми способностями разделили на две группы, обеим дали одну и ту же принципиально нерешаемую задачу. Но первой группе сообщили о том, что эта задача им не по силам: скорее всего, они не справятся, но пусть хотя бы попробуют. Второй группе представили задачку как совершенно проходную. Выяснилось, что в первой группе школьники отчаялись очень быстро и отказались искать решение. Зато школьники из второй группы потратили гораздо больше времени на поиск решения, и некоторые даже выдали свои (хоть и ошибочные варианты). В жизни нам чаще встречаются вполне решаемые задачи. Однако подход к их решению у разных людей – как у школьников из эксперимента – совершенно разный: одни верят в свои возможности и не отступаются, другие быстро складывают лапки. Объяснение этому – высокая или низкая самоэффективность. Конечно, помимо представлений о собственной успешности, на конечный результат влияют также благоприятно или не очень благоприятно сложившиеся обстоятельства. По расчетам Бандуры, возможны четыре варианта:
Самое важное, что самоэффективность – величина непостоянная, она всегда меняется. Стало быть, даже на собственную самоэффективность можно оказать влияние. Что же на нее влияет? «Он такой же, как я – и у него все получилось». Часто представления о том, что нам удастся, базируются на анализе чужого опыта. Но необходимо ориентироваться на опыт тех, чьи возможности равны нашим. Можно восхищаться мастерством пожирателя огня, но пробовать повторить его опыт без соответствующей подготовки – мягко говоря, опрометчиво. Следовательно: чтобы увеличить самоэффективность, надо выбирать общество людей со сходными способностями и возможностями. Опыт удачного решения похожих проблем. Личный опыт – наше все. Пожалуй, к нему мы обращаемся чаще всего, чтобы понять, на что мы способны. Но, как показывают исследования, в работе с личным опытом есть несколько тонкостей:
Следовательно: анализируя собственное прошлое, не стоит сбрасывать со счетов коллективный опыт решения проблем. Кроме того, имеет смысл пересмотреть отношение к детским и подростковым неудачам, когда приходилось действовать, еще не познав самого себя. Поддержка общественного мнения. Почему те, кто объявил, что бросает курить или садится на диету, способны дольше придерживаться своей непримиримой позиции, чем те, кто делает это молча? Да потому, что их поддерживает общественное мнение. Следовательно: имеет смысл найти сообщество, которое сможет оказывать вам поддержку. А тем, кто станет говорить: «Да брось ты эту ерунду», пожалуй, не стоит объявлять о намерениях. Мнение авторитетного человека. Кому пациент быстрее поверит – врачу, утверждающему, что ситуация скоро нормализуется, или другу, уверяющему, что в выходные он будет уже скакать? Следовательно: надо чаще советоваться со специалистами в той области, в которой вы хотите достигнуть результатов. Коллективная эффективность. Мы оцениваем не только то, что по силам нам самим, но и то, на что способна та группа, к которой мы принадлежим: «небогатые люди», «курильщики со стажем», «блондинки». Мы оцениваем также эффективность той группы, к которой себя причисляем. Психологи считают, что на сегодняшний день существует несколько факторов, влияющих отрицательно на коллективную эффективность. Во-первых, это тотальное распространение информации: случившееся в одном уголке мира, сразу становится известно повсюду, особенно если это плохие новости. Во-вторых, понизить уровень коллективной эффективности способны новейшие технологии, благодаря которым становится совсем непонятно, как работают те или иные механизмы, и как их починить. Третий фактор – большое количество глобальных проблем, стоящих перед человечеством: от перенаселения до климатических изменений. Следовательно: хорошо бы научиться правильно расставлять акценты и научиться причислять себя к успешной группе. То есть, вместо «бедные люди» - «люди с хорошим образованием», вместо «курильщики со стажем» - «люди, сильно мотивированные бросить курить» и так далее. А иногда лучше пропускать мимо ушей информацию о катастрофах и мировых неприятностях. Физическое и эмоциональное состояние. Многие на своей шкуре ощутили, что в подавленном состоянии и в унылом настроении мы достигаем гораздо худших результатов, чем могли бы. А вот как быть с волнением? Все зависит от, того, насколько сильно волнение. Бурные эмоции мешают успешно справиться с задачей, однако существуют наблюдения, что небольшое волнение может оказаться только на пользу. Кроме этого важно, как человек объясняет себе собственное волнение. Например, если водитель волнуется, находясь на сложном участке дороги, - обоснованность его страхов может повысить бдительность и, в итоге, самоэффективность. Если же человек понимает, что у него совершенно иррациональная боязнь, допустим, поездов метро – то это «знание» ему никак не поможет эффективнее справляться со своими страхами. Следовательно: с унынием надо бороться – это факт. С помощью физической активности, с помощью общения, любым доступным способом. Перед ответственным мероприятием не помешает немного успокоительного: это не слабость, а проявление заботы о себе.
Источник: Медицинский портал www.medportal.ru.
| |
Просмотров: 478 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||