Наши эмоции – это благо или нечто мешающее в жизни? Современные исследователи считают: ни то, ни другое, эмоции – всего лишь инструмент, которым надо учиться пользоваться.
Эмоции для адаптации
-
Создатели разнообразных теорий эмоций обычно спорят, что первично: физиологическая реакция вызывает эмоцию, или эмоция вызывает физиологическую реакцию. Иными словами, мы пугаемся, когда выбрасывается адреналин, или адреналин выбрасывается, когда мы пугаемся?
-
Но как бы ни отвечали на этот вопрос ученые, связь налицо: эмоции даны человеку для того, чтобы помогать регулировать свое поведение. Особенно негативные эмоции и особенно древнему человеку. Почему? Исследователи предполагают, что:
-
отвращение древний человек испытывал, скорее всего, видя или пробуя нечто дурно пахнущее. Поэтому сморщенный нос и искривившаяся верхняя губа, как предполагал еще Дарвин, свидетельствуют о непроизвольной попытке зажать нос, чтобы не чувствовать запах;
-
испытывая удивление, человек приподнимает брови. Так на сетчатку попадает больше света, следовательно, удается собрать больше визуальной информации о необыкновенном событии, повлекшем за собой удивление;
-
при страхе или стрессе выделяется адреналин, в результате учащается сердцебиение, происходит сужение сосудов мускулатуры. Словом, адреналин диктует: «Сражайся или спасайся».
-
Все было бы складно, но только за время пути щенок успел подрасти. Жизнь сильно изменилась: те условия, к которым мы должны были приспосабливаться с помощью описанных эмоций, канули безвозвратно. И телесное выражение эмоций становится бесполезным или вообще начинает мешать нам.
Судите сами: выброс адреналина требует физической активности, а социальные нормы диктуют современному человеку тихо и достойно переживать стресс (например, на работе): не рвать, не метать, на людей не кидаться и от источника стресса не убегать. Отвращение к еде мы чувствуем все реже, теперь наше отвращение все больше относится к области морального. Мы привычно морщимся, хотя это уже совсем необязательно. Испытать удивление от видимых предметов можно разве что в цирке шапито. Гораздо чаще источником удивления теперь служит невизуальная информация.
Получается, что эмоции – тяжелое и не слишком-то нужное наследие предков? Что ж, многие так думали, и многие на этом погорели.
Эмоции прямо сейчас
К своим 15 годам Тамара имела в классе репутацию бывалой девицы: она меняла парней каждые три месяца и не могла себе представить – как это возможно: не переспать с поклонником на первом же свидании. Выражение «стать ближе» она понимала совсем буквально, вместо того, чтобы просто поговорить и найти общие интересы. Инне 24, у нее есть своя особенность: она не может отличить страх или гнев от голода. Поэтому она всякий раз предпочитает «заесть» стресс, разочарование, обиду. Шестнадцатилетний Гриша – гроза всей школы, включая учителей. От Гриши легко можно получить в ухо даже за невинный вопрос: «Сколько времени?». Для него агрессия – единственная форма коммуникации с окружающим миром.
Что общего между этими людьми? Все они не осознают собственные эмоции и, как следствие, не в состоянии их регулировать. Причем слово «регулировать» не надо понимать как «гасить» или «держать в узде». К регулированию эмоций относятся:
-
Умение давать название своим эмоциям и отличать одну от другой.
-
Развитая эмпатия – то есть, способность адекватно отреагировать на эмоциональные запросы тех, с кем приходится общаться.
-
Умение гибко реагировать при общении.
-
И только в последнюю очередь регулирование эмоций – это способность умерить «эмоциональную бурю», погасить свою агрессию и фрустрацию.
Считается, что за все эти навыки отвечает специальная разновидность интеллекта: эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект: он существует?
Лет 100 тому назад интеллект не вызывал никаких вопросов: он был синонимом умственных способностей. Но стоило только задуматься, из чего, собственно, состоят эти самые умственные способности, как стало очень интересно жить. Интеллект стал дробиться: помимо общих способностей, появился практический интеллект, вербальный интеллект, «способность действовать в уме» и многое другое.
Термин «эмоциональный интеллект» появился относительно недавно (в 1990 году) и вызвал, с одной стороны, сильный интерес, а с другой – немало нареканий в профессиональном сообществе. С одной стороны, несерьезная какая-то разновидность интеллекта, а с другой стороны, важность управления эмоциями совершенно очевидна.
Когда с эмоциональным интеллектом неважно
Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или неуспешной жизнью учащихся. Всякий раз результаты не укладывались ни в какую закономерность: одни успешны – другие нет, одни довольны своей незаметной жизнью – другие разочарованы, невзирая на серьезные успехи, одни тратят бешеные усилия на достижение собственных целей, другим все дается легко. Все верно: школьные оценки никогда не были и не станут показателем того, как человек справляется с жизненными трудностями.
-
К сожалению или к счастью, для достижения своих целей сейчас едва ли не самое важное – умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать, быть приятным для окружающих, наконец. Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют.
Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого ребенка: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.
Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.
Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.
Как улучшить свой эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это не данность, это такой же навык, как, например, умение считать или ездить на велосипеде. И как любой навык, его можно развить. Как?
-
Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
-
Как у вас обстоит со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других, если для них даже нет названий?
-
Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
-
Окружающие – вообще неиссякаемый источник разнообразия эмоционального реагирования. Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
-
Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что многое в жизни зависит от вас, а не от обстоятельств) сильно способствует развитию эмоционального интеллекта.
Источник: Медицинский портал www.medportal.ru
|