Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Ноябрь » 7 » ЧТО ДЛЯ НАС САМОЕ ВАЖНОЕ? Только нравственное возрождение может спасти от гибели русскую цивилизацию.
ЧТО ДЛЯ НАС САМОЕ ВАЖНОЕ? Только нравственное возрождение может спасти от гибели русскую цивилизацию.
13:34
Сегодня русский мир дремлет, и для возрождения этого мира нужна скрупулезная работа: как реставраторы бережно собирают по нитке старое расползшееся войсковое знамя, омытое кровью и славой, так и сегодня надо бережно и умело восстанавливать национальный русский мир. И для этого нужна политическая воля. Та воля и сила, которую народ по традиции передает власти с надеждой на разумное и твёрдое ими распоряжение. Должно прийти четкое понимание: не восстановим русскую цивилизацию – не будет у нас будущего.

Кто мы?

В последнее десятилетие, последовательно отвергнув идеи коммунистического «рая» и либерального благоденствия, мы оказались в своеобразном идейном тупике, во многом потому, что до сих пор нами не был сформулирован ответ на принципиально важный вопрос: «Кто мы»? Исследования национальной идентичности в России имеют длительную историю.

Наиболее оригинальным и глубоким исследователем русской идентичности безусловно был Н. Бердяев, создавший собственную этническую теорию. Но какую бы грань этнической теории Бердяев ни обыгрывал, во всех своих трудах он придерживался единого методологического кредо: «Нация есть понятие духовное».

Довольно интересную теорию образования и становления национальностей разработал другой русский ученый С.Н. Булгаков. Его теория важна для понимания относительной монолитности менталитета россиян, несмотря на многонациональный состав государства. Описывая некую историческую грань, за которой этнографическая смесь превращается в нацию с ее особым бытием, самосознанием, инстинктом, после чего эта нация начинает бороться за свое существование и самобытность, главным скрепляющим наднациональным фактором он называет христианскую веру. Методологические принципы Булгакова иногда противоречивы и оригинальны. Для изучения метаморфоз национального самопознания, по мнению философа, необходимо приобщиться к продуктам народного творчества: языку, лирике, эпосу, искусству, обычаям. Особенную роль он отводил языку, в котором, как он считал, запечатлевается душа народа, который есть «отражение и создание души народной».

Небезынтересны будут и выводы Б.П. Вышеславцева. Несмотря на сугубо культурологический подход к данной теме, он пришел к выводу, что народный характер необычайно устойчив, ему невозможно навязать нечто чуждое и неприемлемое даже силой. За любыми колебаниями все же можно отыскать «скрытые, но не всегда присутствующие потенции; так что из глубокого понимания характера можно прочитать всю его судьбу…, что все исторические приобретения и потери отражаются на психическом складе нации».

И.А. Ильин считал, что разгадка судьбы и характера русского народа лежит в изучении его истории. Суть национального характера и сознания Ильин предлагал искать в духовной культуре. Духовная культура, переплетающаяся с этническими элементами архетипических нравственных ценностей, рано или поздно приобретает форму национальной духовности. Познать «душу народа», по Ильину, означает познать духовность его национального характера.

Исключительную важность для анализа сущностных качеств нации, национального сознания и характера представляют методологические наработки Н.О. Лосского. Этот яркий представитель интуитивистской школы, верный принципам иерархического персонализма, считал все социальные организмы – от личности до нации и человечества – соподчиненными друг другу. Организующим началом любого из этих организмов является душа. Его метафизический подход к проблеме изучения национальной этно-психологии основывается на убеждении, что «каждый народ есть личность более высокого порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека; лица, принадлежащие к составу народа, суть органы народа». Главное – определить, какие свойства и качества народа представляют первичное, а какие из них лишь производные от них. Главным фактором формирования русского характера, согласно Лосскому, выступает русская религиозность. Не только жизненный опыт, но и самое мировоззрение русского человека замкнуто на религиозной вере. Неотделимые от веры бесконечные размышления о смысле жизни, считал он, стали достоянием национального сознания русских.

О возрождении национальной идентичности

Именно способность воспроизводства и сохранения нравственных ценностей, являющихся основой национальной духовной идентичности, есть показатель силы и энергии нации, её способности к развитию. Это воспроизводство необходимо в национальном масштабе, иначе нравственная деградация приведёт сначала к апатии, потом к развращению нравов и кончится насилием, разрушающим остатки национальной культуры. В последнее десятилетие, последовательно отвергнув идеи коммунистического «рая» и либерального благоденствия, мы оказались в своеобразном идейном тупике. Во многом потому, что не был сформулирован ответ на принципиально важный вопрос: «Кто мы»? Этот вопрос распадается на множество других.

1) Во-первых, необходимо понять, есть ли сегодня те общие нравственные ценности, которые формируют национальную общность и сплоченность? 2) Во-вторых, насколько они выражены в национальном сознании, насколько объединяют сегодня общество? 3) И, в-третьих, обладаем ли мы сегодня необходимой энергией для созидательного и интенсивного движения вперед? Последний вопрос стал актуален в последние годы, когда уже стали явственно слышны голоса о нашей национальной немощи и необходимости как-нибудь пристойно «сдаться» развитому мировому сообществу на поруки.

Необходимо понять, есть ли сегодня те общие нравственные ценности, которые формируют национальную общность и сплоченность. Думаю, безусловно есть.

Мы остаёмся единым народом, это проявляется в единстве мировоззрения и в отношении к России. Нас соединяют общие нравственные черты национального характера, общее и глубокое понимание понятия «русский», общее отношение к образу Родины. Мы видим вдумчивое и взвешенное отношение к такому сложному и важному для нас понятию, как русское пространство. Оно воспринимается как многосложное и необходимое для национальной идентичности, его целостность сегодня находится в зоне системных рисков и крайне важно, что большинство населения осознает катастрофические последствия их реализации. В этом есть проявление национального разума и силы. Мы имеем также последовательный и взвешенный взгляд на будущее обустройство страны, включающий категории свободы, собственности и предпринимательства, национального суверенитета и традиционных нравственных ценностей. Мы имеем взгляд на будущее России в мире, в котором достоинство и весомый вклад в жизнь мирового сообщества сочетается с национальной самобытностью.

Во власти мы видим нечто большее, чем просто управление обществом, наше отношение к государству исторически патерналистское. Правитель в России может рассчитывать на народную любовь и искреннее полное доверие. Но народ чётко разделяет служителя и прислужников, отношение к которым есть мерило гражданского согласия в обществе. Сегодня прислужники зарекомендовали себя с отрицательной стороны, поколение «советских» граждан (а их пока в стране большинство) видят, что новая демократическая бюрократия ворует гораздо наглее и бесстыднее, чем старая партийная. Оттого образ государства деформируется, из соратника и заступника он становится системой недружественной, если не враждебной. Правда для русского есть справедливость нравственного и земного обустройства и пока чиновники в нашей власти не войдут в рамки приличия, не будет покоя и согласия.

Необходимо понять, насколько общие нравственные ценности выражены в национальном сознании, насколько объединяют сегодня общество. Здесь возникает ощущение некоторой разобранности и вялости. Потери от губительной политики 90-х годов оказались действительно велики. Когда своя же власть лучшее в своем же народе нацелено губит – ломается что-то в душе. Но национальные ценности все-таки сохранились в памяти народной. Сегодня русский мир дремлет, и для возрождения этого мира нужна скрупулезная работа: как реставраторы бережно собирают по нитке старое расползшееся войсковое знамя, омытое кровью и славой, так и сегодня надо бережно и умело восстанавливать национальный русский мир. И для этого нужна политическая воля. Та воля и сила, которую народ по традиции передает власти с надеждой на разумное и твёрдое ими распоряжение. Должно прийти четкое понимание: не восстановим русскую цивилизацию – не будет у нас будущего.

Необходимо понять, обладаем ли мы сегодня необходимой энергией для созидательного и интенсивного движения вперед. Ответ простой – да, сегодня ещё есть, но немного. Единственная надежда – возрождение Церкви, поскольку именно она собирает вокруг себя русское пространство. Но пока религии у нас фактически закрыт доступ в пространство СМИ, пока там правят циничные и вульгарные безбожники, не получится создать в обществе ту атмосферу нравственных импульсов, необходимых для накопления национальных духовных сил.

Нация, будучи на распутье, как мы сегодня, должна поставить перед собой вопрос: что для нас главное? Мы утверждаем, что для русского сознания есть три главные составляющие русского мира: красота, правда и сострадание. Красота мира Божьего для сердца есть живительная сила, правда есть утверждение Божьих законов на земле, сострадание есть любовь к ближнему, без чего нет души в человеке. А если это так, значит мы должны строить государство, в котором красота русской земли и обустроенность её пространства есть для нас главная задача; где правда есть главный стержень государственности, соединяющий власть и народ в согласии и действии; где сострадание есть главный смысл общежития и где каждый его найдет, оказавшись в бедствии.

Алексей Вайц
 
Просмотров: 384 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: