Православные пираты: обязательно соблюдать копирайт? | 10:25 |
Появление электронных библиотек в интернете облегчило тысячам провинциальных жителей доступ к новинкам столичной книжной продукции, музыки, а в случае с православными библиотеками — и к аудиопроповедям столичных протоиереев, фильмам православной тематики. С точки зрения авторского права такие библиотеки занимаются воровством. Значит, скачивая очередной том «Добротолюбия» или фильм «Остров» из сети, мы нарушаем восьмую заповедь? Законный бизнес в пиратской бухте Найти где-нибудь в Вологде приличный диск с православным образовательным фильмом куда сложнее, а приобрести его в Москве — гораздо дороже, чем скачать файл из интернета. Поэтому электронные библиотеки, такие как http :// predanie . ru «Предание.ру», http://community.livejournal.com/ortho_films/ комьюнити ortho _ films в сети Livejournal пользуются большой популярностью. Вообще говоря, полмира уже давно смотрит фильмы совершенно бесплатно, скачивая их с трекеров — файлообменников, несмотря на то, что эти сайты хранят пиратский, то есть не предназначавшийся для бесплатного публичного распространения, продукт. Владельцам прав на фильмы, аудиозаписи, книги и т. п. такая ситуация, конечно, не может понравиться: они лишаются заработка. Кампании против пиратства идут постоянно на государственном и даже международном уровнях. В апреле 2009 года были приговорены к годовому заключению и штрафу в 3,5 млн долларов четверо создателей действующего с начала 2000-х годов популярного шведского файлообменного ресурса Т he Pirate Bay («Пиратская бухта»). «Бухта» позволяла миллионам людей обмениваться фильмами, книгами и музыкой так, что единожды приобретенный лицензионный продукт, попав в систему Pirate Bay, в мгновение становился доступным для неограниченного скачивания, минуя любых дистрибьюторов и правообладателей. Теоретически обмен информацией через торрент-трекер ничем не отличается от обмена обычными дисками, когда у соседа по лестничной клетке мы берем фильм посмотреть на выходные. Этот прецедент, получивший широкую огласку ( TPB считался крупнейшим подобным ресурсом во всем интернете), стал эпизодом глобальной войны, которую западные медиаконцерны объявили файлообменникам. Только в 2009 году приговорили к шести месяцам тюрьмы администратора испанской файлообменной сети Infopsp, открыто дело против файлообменника Qtrax с иском в $2 млн, примерно столько же корпорации по суду взыскали с американки Джэмми Томас, выложивший через файлообменник Kazaa 24 музыкальных трека, и список можно было бы продолжить. Характерен финал дела The Pirate Bay: 30 июня 2009 года сайт приобрела компания по выпуску программного обеспечения Global Gaming Factory, объявив о намерении создать на его основе законный бизнес. «Мы хотим создать такую модель, при которой поставщики контента и сами владельцы прав получали бы деньги за загружаемый через сайт контент», — заявил глава GGF Ханс Пандея. Система защиты «интеллектуальной собственности» несправедлива, убеждены противники копирайта. «Копирайт сейчас защищает в первую очередь не творца (писателя, например), а дельцов от книгоиздательского бизнеса», — утверждает математик, публицист и автор книги «Антикопирайт» Михаил Вербицкий. Еще 10-20 лет назад за нарушения копирайта преследовались только издательства, но никак не частные лица, подчеркивает он: «За переписывание стихов в тетрадочку никого не сажали (точнее, сажали, но по другой статье). А сейчас такое же по сути копирование, только электронное, уже считается "нарушением копирайта”. Если у меня украдут автомобиль, я лишусь автомобиля, а если стихи Пушкина перепишут в тетрадочку, Пушкин никаких стихов не лишается. Кража "интеллектуальной собственности” — это фикция, изобретенная нечистоплотными лоббистами. Никакой "собственности” тут нет. Живут же как-то математики, безо всяких копирайтов на теоремы». Во славу Божию? С подобными проблемами сталкиваются и православные правообладатели. Здесь, однако, есть своя специфика — ведь для верующего человека в любом деле должна быть важнее не прибыль, а польза, недаром на православном жаргоне слова «Во славу Божию» — о том, что что-то сделано, — означают «бесплатно». Вот пятерка самых просматриваемых файлов сообщества ortho_films за неделю 20-27 июля 2009 года: «Дураков нет» (интервью Петра Мамонова каналу СТВ); трейлер фильма «Царь» Павла Лунгина; «Форпост» — фильм украинского режиссера Михаила Шадрина о Свято-Вознесенском монастыре в Черновицкой области, выпущенный православным каналом «Глас»; документальный фильм Алексея Гороватского «Загадка Андрея Рублева»; мультфильм Михаила Алдашина «Рождество». «Этим видео и так завален весь интернет, — говорит администратор ortho_films сибиряк Петр Белоусов. — Вам хорошо в Москве: в любой церковной лавке накупил дисков и смотри. А еще проще подключиться к кабельному православному TV : хочешь — к "Спасу”, хочешь — к "Союзу”. А пока диск дойдет до окраины России, его стоимость будет от 300 рублей (это саморез) до 800 (заводской). Нужно очень любить православный кинематограф, чтобы купить такой фильм». «Если мой фильм висит на православном или любом другом сайте — я не буду возражать, пускай люди смотрят», — говорит режиссер Владимир Хотиненко, чьи фильмы тоже пользуются популярностью у православных «пиратов». «Я как автор никак не отслеживаю ни судьбу моих проповедей, которые издаются на дисках, ни судьбу в интернете продукции нашего издательства, — вторит известный московский священник протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения в Петровском парке, при котором действует мультимедийное издательство "Деоника”, выпускающее широчайший ассортимент аудиокниг и аудиодисков как церковного, так и светского содержания. — Мне все равно, если на них кто-то даже заработает, главное, чтобы издавали без искажений. О сохранности своих авторских прав я не забочусь». А вот издательство Библейско-Богословского института имени апостола Андрея в недавнем прошлом имело опыт защиты прав собственности, вступив в затяжной конфликт с электронной католической библиотекой Agnuz. Ревностные католики в просветительских целях отсканировали и выложили в сеть без предварительного разрешения несколько книг этого московского издательства. «Мы знаем, что есть люди, которые пытаются через интернет распространять дорогостоящую литературу бесплатно, в том числе и наши книги, якобы этим они делают их более доступными, но такие люди пилят сук, на котором сидят, — убежден руководитель отдела реализации издательства ББИ Владимир Андреев. — Если мы говорим о популярной литературе — такие книжки дешевы и издаются большими тиражами. На их продажах появление электронной копии отражается не сильно. Но в случае с узкоспециальной литературой цена на книгу может быть очень высокой, потому что подготовка к изданию стоит больших денег, привлекаются специализированные переводчики, редакторы. Количество конечных потребителей не так велико, и поэтому наличие электронной версии может просто обанкротить небольшое издательство. Издатель не из жадности не хочет распространять электронную книгу бесплатно. Не вернув денег, он не может подготовить следующую книгу. Мы платим гонорары автору, и если мы не заплатим ему гонорар, то у автора не будет денег, чтобы спокойно написать следующую книгу». В итоге дискуссии издательство ББИ разрешило сайту публиковать свои книги, но не целиком, а частями — только для «общего ознакомления». Прочитав избранные главы, достаточные для того, чтобы составить свое представление о монографии, читатель сам вправе решить, стоит ли приобретать полную бумажную версию книги. «Если авторское право отменить совсем, непонятно, на что будет жить художник, — согласен Владимир Хотиненко. — Этот подход идеалистический, он на грани утопии. Люди, вложившие деньги в фильм, ждут отдачи. Кино — очень дорогое удовольствие. Если кто-то сможет снять кино на свои личные деньги, то он теоретически может показывать этот фильм бесплатно, но я не знаю таких примеров. Даже в советское время, когда фильмы снимало государство, оно не делало это безвозмездно, кино по доходности тогда находилось на втором месте после водки, это было очень прибыльное дело». Копирайт на дар Божий «Церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность, — говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви. — В истории христианства отказ от частной собственности носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором». «Любая идея, доведенная до абсолюта, в том числе и идея копирайта, становится абсурдом, — убежден Игорь Пешков, директор издательства Библейско-Богословского института. — Право авторства и право распоряжаться продуктом интеллектуального труда — это разные вещи. Если кто-то написал книгу, его имя должно значиться на обложке, в этом смысле право авторства священно. Но право собственности может распространяться только на конкретный текст или предмет. Нельзя оформить авторское право на мысль, на идею, потому что они всегда принадлежат всему обществу, любая идея — всегда результат общения с другими людьми, продукт развития мировой культуры до тебя». Те книги, которые издательство не собирается переиздавать и тираж которых уже давно распродан, как сообщили нам в ББИ, издательство само готово перевести в электронный эквивалент и открыть к ним бесплатный доступ на своем сайте. «Воровство интеллектуальной собственности — это грех, — подводит черту протоиерей Александр Авдюгин, писатель, публицист, редактор православного интернет-портала "Светилен” и ведущий одноименной рубрики в газете "Ровеньковские вести”. — Но необходимо понимать: если кто-то использовал вашу интеллектуальную собственность для наживы — это воровство, а если просто скачал статью, чтобы прочитать ее, или фильм, чтобы посмотреть (а не разместить у себя на сайте без спроса), — это считать воровством нельзя. Бог дал человеку талант творить, и распространение этого творчества — это распространение таланта Божьего. Его нельзя оформить в собственность». Творчество без денег Часто в защиту копирайта говорят, что волонтеры априори не могут долгое время производить высококачественный продукт и без института авторских прав у творцов просто не будет стимула творить. Яркий пример обратного — деятельность американского программиста Ричарда М. Столлмана, которому идея «антикопирайта» во многом и обязана популярностью. Столлману удалось создать систему бескорыстного производства конкурентоспособного продукта. Изначально производство компьютерных программ мыслилось как научная деятельность, и написанная программа, как и любое чисто научное достижение, становилась автоматически достоянием общества. Так было, пока в начале 1980-х программное обеспечение не превратилась из научной разработки в коммерческий продукт. Тексты программ как объект интеллектуальной собственности стали предметом коммерческой тайны. В ответ на это ряд ученых, в том числе и сам Столлман, выдвинули идею «свободного программирования» и создали в 1984 Free Software Foundation — общественную организацию, вставшую на защиту «бескорыстного» развития компьютерных технологий. С точки зрения этой организации, каждый пользователь конечного продукта должен на безвозмездных основаниях иметь полный доступ к тексту программы, возможность использовать этот текст по собственному усмотрению и в первую очередь улучшать его. Именно так работает система FSF по разработке бесплатных компьютерных программ, лишь изредка прибегая к сбору частных пожертвований на те процедуры разработки, которые все же требуют финансирования (например, координация) и не могут быть решены исключительно за счет волонтерской работы, — особенно в случае с такими крупными продуктами FSF , как бесплатная операционная система Linux (главный конкурент коммерческой системы Windows ). Деятельность волонтеров-программистов координируется по принципу добровольного клуба и подчиняется формальным правилам сообщества разработчиков. Все добровольцы-разработчики GNU – Linux подписывают специальное авторское соглашение, подразумевающее полный отказ участников от компенсаций за продукт, кроме обязательного сохранения имени авторов каждого узла операционной системы. Саму ОС можно бесплатно скачать в интернете.
Система защиты прав на интеллектуальную
собственность возникла в Западной Европе задолго до интернета и
компьютерных технологий. Зародилась она еще в XVII веке, чтобы, с одной
стороны, защитить автора от произвола издателя (установив институт
обязательных авторских отчислений), а с другой стороны — интересы
общества (ограничив срок пребывания литературного произведения в
распоряжении монополиста-«правообладателя» и закрепив возможность
перехода книги в «общественное пользование», когда по истечении
определенного срока книгу мог печатать практически любой издатель). В
1886 году International Literary and Artistic Association написала
знаменитую Бернскую конвенцию, основанную на этих двух «китах» защиты
авторского права, которая и до сих пор остается главным международным
документом о копирайте.
| |
Просмотров: 442 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |