Всякая попытка избавиться от религиозной символики заранее обречена
на провал. История традиционных символов насчитывает десятки тысяч лет,
в то время как атеистическое мировоззрение выражает себя от силы лет
триста и в масштабе несоизмеримо меньшем. Слой религиозных ассоциаций
присутствует в памяти любого человека, даже если он пытается умалчивать
об этом или отрицать.
Право одиночки или волеизъявление нации?
Спор о христианской символике между Италией и Европейским судом
по правам человека возвратился на исходные позиции. 3 ноября
Страсбургский суд вынес приговор по жалобе итальянской гражданки
финского происхождения Сойле Лаутси, которая требовала убрать распятия
из классов светской школы, где учатся её дети. Знатоки человеческих
прав постановили запретить символы христианства в государственных
школах Италии. Разумеется, никто не ожидал, что итальянское общество
и правительство стремглав кинутся исполнять сей вердикт. Народ Италии
вызов принял, а в демократию он умеет играть даже лучше, чем в футбол.
Итальянский депутат Европарламента Антонио Канчан
(он, кстати, является членом правящей в стране партии Popolo della
Libertà) 10 ноября направил в адрес Совета Европы и Еврокомиссии
запрос, исполненный сарказма. Канчан напомнил, что эпизод
с «италофинкой» не единичный прецедент, аналогичные случаи имели место
в Испании, Германии, Франции. В Италии же проблема с главным символом
христианства считается решённой уже добрых двадцать лет. Ещё в 1988
году Государственный совет республики постановил, что распятие является
«не просто символом христианской религии, но имеет значение,
независимое от той или иной конфессии».
Словно в подтверждение
этого, по Италии прокатилась волна протестов, в которых участвовали
отнюдь не только католики и верующие. Большинство муниципалитетов
страны высказалось против страсбургского вердикта. В течение недели
распятия появились даже в тех присутственных местах (например,
в мэриях), где раньше их не было в помине.
Теоретическая свобода
индивидуума, пестуемая Евросоветом, столкнулась с реальной свободой
целого народа, который не потерпел диктата извне. Однако в своём ответе
Канчан пошёл дальше и, в свою очередь, поинтересовался у Комиссии,
понимает ли она, что решение Страсбургского суда ставит под сомнение
сам флаг Евросоюза, который вполне можно интерпретировать в системе
мариологической (богородичной) символики?
История флага с двенадцатью звездами
Последнее, вероятно, беспокоит и самих антирелигиозников из Совета
Европы. Недаром разговоры о замене актуальных символов единой Европы
слышатся в последнее время всё чаще. 12 звёздам на его флаге долгое
время пытались приписать чисто светскую или даже языческую семиотику:
12 часов на циферблате, 12 месяцев в году, 12 унций в фунте монетного
веса, 12 полутонов в октаве, 12 колористических оттенков в западном
изобразительном искусстве, 12 таблиц Римского права, 12 знаков Зодиака,
12 олимпийских богов, 12 подвигов Геракла... Однако флаг, разработанный
в 1955 году, имеет конкретных авторов и они свидетельствуют совсем
об ином.
Художник,
придумавший флаг Совета Европы, Арсен Хейц (Arsène Heitz) заявил, что
вдохновлялся Откровением Иоанна Богослова, а именно следующими
строками: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная
в солнце; под ногами её луна и на главе её венец из двенадцати звёзд»
(Отк 12:1). Обращает на себя внимание и тот факт, что флаг был
утверждён 8 декабря 1955 года, что совпало с католическим праздником
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Не менее замечательная
история связана и с другим человеком, непосредственно причастным
к утверждению флага Совета Европы более полувека назад, бельгийцем
еврейского происхождения Полем Леви (Paul Lévy). В годы войны, будучи
ещё иудеем, он дал обет принять святое крещение, если останется жив.
Выжив, Леви исполнил своё обязательство перед Богом: перешёл
из иудаизма в католичество. Когда был учреждён Совет Европы, Поль Леви
стал первым директором его пресс-службы. В 1952-м при обсуждении
символики Европейского движения, Леви предложил для него знамя, которое, однако, было отклонено социалистами из-за наличия креста.
Сам
Леви предпочитал не особенно распространяться каким образом ему пришла
в голову идея о 12 звёздах. Но, судя по всему, здесь не обошлось без
определённого мистического опыта. Ряд источников утверждает, что
однажды Леви обратил внимание на звёзды, образующие нимб вокруг статуи
Девы Марии: они пылали, отражая солнце, на фоне небесной синевы.
Позднее Леви встретился с графом Лодовико Бенвенути, христианским демократом из Венеции (в 1957-1964 гг. Генеральным секретарём Совета Европы), и предложил ему в качестве эмблемы для флага Европы двенадцать золотых звезд на голубой подложке.
Интервью Поля Леви, данное незадолго до смерти: http://www.ena.lu/?lang=1&doc=20734
Несмотря на отмежевание от религиозных ассоциаций, в 1956 году
Совет Европы назначил местом своего постоянного пребывания Страсбург,
в кафедральном соборе коего находится витраж, изображающий Деву Марию
с венцом из 12 звезд на темно-синем фоне.
Согласно Хавьеру
Паредесу, профессору новейшей истории из университета Алькала-де-Энарес
в Испании, «в этих многочисленных совпадениях, не составит труда
обнаружить улыбку и попечение о нас Нашей Матери, Королевы Европы,
готовой дать нам руку помощи в той большой задаче, которую наследник
святого Петра [т. е. Папа Римский] поставил перед нами: примером
собственной снова обратить Старый Свет к христианству».
Впереди новые бои за европейскую идентичность
Попытки заменить существующий флаг Европы каким-нибудь другим
регулярно предпринимаются символом, и так же регулярно проваливаются.
Одна из последних исходила со стороны культового голландского
архитектора Рема Колхаса, предложившего некий символ напоминающий то ли торговый штрих-код, то ли знамя международного гей-движения.
Несмотря
на лавры мастера в области архитектуры, в дизайне Колхас оказался явно
не на высоте. Даже наблюдателям-непрофессионалам очевидно, что по части
практичности нынешний символ куда эффективнее. Существует нехитрый
способ убедиться в этом: достаточно убрать цветность из изображения
флаг, либо ухудшить его разрешение. Такие пертурбации неизбежны,
например, при размножении документов с символом Евросоюза
на копировальной технике, где отсутствует цвет. И в первом и во втором
случае флаг теряет свою информативность и внятность. А при уменьшении
вообще превращается в серое неразборчивое пятно.
Надо
заметить, что всякая попытка избавиться от религиозной символики
заранее обречена на провал. История традиционных символов насчитывает
десятки тысяч лет, в то время как атеистическое мировоззрение выражает
себя от силы лет триста и в масштабе несоизмеримо меньшем. Слой
религиозных ассоциаций присутствует в памяти любого человека, даже если
он пытается умалчивать об этом или отрицать.
Трудно переть
против рожна (Деян 9:5), игнорируя канон визуального восприятия
дизайна, веками формировавшийся в русле европейской культуры. Пока же
противостояние «христианского лобби» и деконструкторов идентичности
закончилось вничью. «Европейская Комиссия помнит, что национальные
законы о религиозных символах в публичных зданиях входят в компетенцию
внутренней юрисдикции», – гласит ответ на запрос Антонио Канчана. Таким
образом, Еврокомиссия оставила этот вопрос на усмотрение национальных
правительств, признавая задним числом правомочность итальянского
решения. Кстати говоря, демарш Итальянской Республики отвёл удар
и от покушения на государственную символику тех стран Европы, в состав
которой входит крест. Таковы, к примеру, флаги Великобритании, Швеции,
Финляндии, Мальты, Португалии, Словакии и Греции.
Вторая часть
ответа на обращение Антонио Канчана показывает, что бой за христианскую
идентичность не окончен: «Комиссия помнит также, что осуществление
приговоров Европейского суда по правам человека входит в компетенцию
Совета Европа». Реакция на эти приговоры может быть диаметрально
противоположной позиции Италии. Скажем, испанские власти готовят
законопроект, запрещающий размещать в школах, больницах, тюрьмах
и казармах христианские символы.
Комментируя ситуацию,
заместитель председателя Европарламента Марио Мауро процитировал речь,
произнесённую в 1958 году одним из основателей объединённой Европы
Робером Шуманом: «Все страны Европы пронизаны христианской
цивилизованностью. Она – душа Европы, к которой нужно вернуться».
Шуман, Конрад Аденауэр и Альчиде Де Гаспери, считает Мауро, «были тремя
христианскими католическими верующими. И в то же время они были,
пользуясь выражением столь же двусмысленным, сколь и злоупотреблямым,
тремя «светскими» лицами. Никто из них никогда не мечтал навязать
христианство в качестве конфессии «государству» Европы. Но никто из них
не представлял себе, что Европа может без него обойтись».
Роман Багдасаров http://win.ru/ideas/2990.phtml
|