Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 14 » «Россия – Афон»
«Россия – Афон»
02:49
«Свет для монахов суть Ангелы, а свет для мирян — монахи», — говорят св. отцы. Где найти монашествующим и как подхватить нить живого преемства духовного опыта ближайших к нам по времени подвижников, чтобы через них, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, соединиться с живым Преданием Церкви, идущим через древних святых и Апостолов от Самого Христа? Не являются ли монахи духовными эгоистами? И в чем состоит их истинное служение Церкви и миру? Эти и другие насущные вопросы были поставлены на проходившей в Москве с 1 по 4 октября богословской конференции «Россия – Афон».

Конференция открылась Божественной Литургией в Успенском Соборе Кремля, которую совершил Святейший Патриарх в сослужении иерархов и духовенства – представителей Вселенского Патриархата, Элладской, Болгарской и Сербской Церквей. Пело поочередно три хора – русский, болгарский и греческий. Необычное для русского слуха византийское пение мужского хора – переливы причудливой мелодии на фоне непрерывно звучащего иссона низких голосов — переносило молящихся в иную культуру, иное измерение, в котором живет Святая Гора.

Для священноначалия Русской Православной Церкви конференция дала возможность не только укрепить братские связи с Поместными Православными Церквами, но и коснуться некоторых болезненных во-просов нашей церковной истории, в частности, высказать скорбь об упадке русского монастыря и скитов на Афоне из-за недоверия греческих властей и Вселенской Патриархии к выходцам из Советской России в период коммунистического правления. Но вместе с болью в этих словах звучала надежда на исцеление старых ран и возрождение русского монашества на Святой Горе. Ведь Афон с его вековым многонациональным укладом являет собой образ универсальности святой Церкви, ее кафоличности.

Конференция дала возможность ученым из разных стран — богословам, историкам, филологам, лингвистам, специалистам по церковному искусству и литургике — поделиться своими исследованиями и открытиями с коллегами и студентами в работе своих секций.

Секцию на тему «Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность» возглавил Преосвященный еп. Троицкий Панкратий, настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Заседания этой секции и мыслились, и осуществились как своеобразный монашеский собор, первый за 15 лет восстановления большинства монастырей в России. К сожалению, из тысячи русских монастырей, куда по благословению Святейшего Патриарха разосланы были приглашения, прибыло в Москву не более пятидесяти представителей. Еще святитель Василий Великий писал, что необходимо время от времени собираться игуменам и другим руководителям монашества с тем, чтобы вместе решать те проблемы и вопросы, которые возникают у каждого из них. И такая традиция существует в Греции. Здесь же, на этой монашеской встрече, была возможность не только поделиться друг с другом своими трудностями, но и прикоснуться к вековому афонскому преданию, увидеть и услышать живых наследников святогорских подвижников ХХ века.

Владыка Панкратий и архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря на Афоне, наследник школы прп. Иосифа Исихаста, отвечали на вопросы монашествующих. Приведем здесь несколько ответов о. Ефрема:

Вопрос: Если цель монашеской жизни — спасение своей души, то не является ли это некоторой формой эгоизма? Ведь ко спасению стремятся все христиане. В то же время западные ордена и монастыри помогают обрести путь ко спасению заблудшим душам, занимаются благотворительностью и другими формами социального служения.

Ответ: Цель монашества — это обожение человека. Не исключено это обожение и в миру, но там это сложнее, поскольку мирские люди находятся среди соблазнов и искушений. Поэтому мы следуем заповеди: «Изыди из своего родства и из своего отечества», как Авраам. Монах приходит в место, где ему даются благоприятные возможности обрести обожение. Это — не эгоизм. Стремление человека возлюбить Бога является действием как смирения, так и любви. Поэтому в монашестве находят покой многие и многие. Если монах исцелит свою душу, то потом он может обратиться к своему ближнему и помочь ему. И обращается он к ближнему уже с правильными духовными предпосылками. Мы должны знать, что истинное братолюбие есть плод истинного боголюбия.

Вопрос: Я священник русской Церкви на Кипре. Я сам, грек-киприот, принадлежу к белому духовенству, а мои прихожане — из стран бывшего Союза, русские. Они часто спрашивают: «Батюшка, благословите меня купить машину, выйти замуж, жениться или найти новую работу». Я греческий священник, и мне это странно, я к этому не привык. Я говорю им: «Если бы я был прозорливый старец или пророк, я бы дал тебе окончательный ответ, на 100%. Но я простой бедный священник и даю тебе общий совет: твое решение будет личным. Хочу спросить о. Ефрема, как поступать в таких случаях?

Ответ: Если мирская жизнь проводится в монашестве, то это ошибка. И если монашеская жизнь проводится в миру, то это тоже ошибка. Неправильно спрашивать своего священника благословения покупать дом, машину или подобное. Однажды посетил Св. Гору один господин и поделился своей проблемой. Он предложил своей жене сопровождать его в одну поездку. А она отвечает: «Я поеду, если меня благословит мой духовник». Супруг спрашивает меня, как поступать, что отвечать ей. Я ему сказал: «Передайте своей супруге: пусть она выйдет замуж за своего духовника». Духовника мирские люди должны спрашивать о нравственных проблемах: что грех, а что не грех. Другие вопросы должны решаться внутри семьи. Иное дело — получить благословение как напутствие в какую-то поездку, и иное дело — благословение как разрешение. Мы можем также спросить мнение нашего духовника по какому-то вопросу. Но это не значит, что если мирянин не узнает мнения своего духовника, то это будет грех – иначе мы действительно превращаем нашу жизнь в духовное рабство.

Насколько такие встречи необходимы нашим монастырям, оторванным десятилетиями безбожия от живого преемства аскетической традиции, проницательно и ясно раскрыл на конференции в своем слове Владыка Панкратий:

«Почему в наших монастырях нет сейчас старцев, нет духовного окормления? Возможно, виновато не только время, но и мы сами. Может быть, мы неправильно понимаем духовничество? Как писал еще прп. Макарий Оптинский: ‘Наставники оскудели потому, что мы не воли Божией ищем через них, а их собственной святости’...

Вечность входит в этот мир через живого человека, стяжавшего в себе Христа. Если мы желаем полноты для наших монастырей, мы должны искать ее не только в книгах, но и прислушиваясь к опыту живущих ныне людей, сумевших передать эту эстафету духа, приближающихся к нам по времени монастырской жизни. Такое преемство устраивается Промыслом Божиим иногда с удивительной наглядностью. Буквально несколько человек за несколько десятилетий дают заряд всему Афону, и он вновь становится источником благодатного опытного подхода как к богословию, так и к аскетике...

Ученики и ученики учеников Старца Иосифа Исихаста готовы свидетельствовать о плодах аскетического пути и вести по нему тех, кто решится. Им дан дар простого, ясного, практического свидетельства. Все необходимое современности сказано совокупностью их высказываний. И не нам теперь жаловаться, что некому было нас научить, что мы не знаем пути».

Россию связывает со Святой Горой единое Предание святой Церкви, идущее от Христа через Апостолов до наших дней, даже до скончания века, тысячекратно явленное и засвидетельствованное жизнью греческих и русских святых.

Участники конференции уезжали в свои епархии, приходы и монастыри с чувством своей причастности к этому живому Преданию, всегда неизменному и всегда новому, составляющему дыхание и жизнь Церкви.

Мон. Евстолия (Егорова)
 
Просмотров: 448 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: