Екатерина Лурье: Соловки без Канта | 12:19 |
Если докрутить до предела контраст в любой графической программе, то второстепенные детали картинки исчезнут, перед вами окажется черное и белое. Ярко-черное и сияюще-белое.
Именно это и происходит на Соловках. Здесь все гайки закручены, колки перетянуты — струны либо сразу же рвутся, либо привыкают звучать на самой крайней ноте. Слабость губительна. Контрасты во всем: лесные чащобы и тундра, море и озера, святость монастыря и ужас СЛОНа… Но попробуем по порядку — как говорится, от неолита до главлита. На Соловках нет соловьев. И даже соль никогда не вываривалась. Название архипелага происходит от саамского «суол» — «остров». А на средневековых европейских картах архипелаг подписан как Soulofki — как будто бы от английского soul. Красивое случайное совпадение. Соловецкий архипелаг был, остается и очень вряд ли перестанет когда-нибудь быть сакральным местом. То есть территорией, предназначенной для совершения обрядов перехода — инициаций и погребений. Земля Смерти множества мифологий, лежащая где-то на Севере, за морем. Эту функцию острова выполняли для протосаамов — строителей лабиринтов и валунных курганов; для основателей монастыря преподобных Савватия, Зосимы и Германа; для всех насельников монастыря и паломников (что может более отдалить от мира и от жизни, чем переселение на землю смерти?); для всего Советского Союза, в конце концов, когда на Соловках действовали демонические лагеря особого назначения. Ведь, по сути, советские власти очень аккуратно вписались в древний архетип, именно на этих островах устроив свой первый лагерь смерти (чем же иначе объяснить то нерациональное упорство, с которым все новые и новые партии заключенных перевозились с материка на Соловки, чтобы никогда уже не покинуть архипелаг). И можно сколь угодно скептически собираться рассматривать соловецкие достопримечательности — и только, но давление глыбы чужого страха и чужой святости не почувствовать нельзя. Свято и страшно — определение из какого-то путеводителя по Соловкам. В общем-то, оно верно — но при этом стоит помнить, что на островах как нигде спокойно. Вы перестаете бояться, суетиться, колебаться. В этом году туристов на Соловках немного — то ли виной тому кризис, то ли холодное лето. Поселиться нетрудно — и, захватив с собою репеллент, можно идти гулять по поселку и ближайшим окрестностям. Поселок Соловецкий наполовину состоит из монастырских служб: кремля, жилых корпусов, гостиниц для паломников, валунных бань, скотных дворов и даже здания монастырской радиостанции (1915 года постройки). На вторую половину — из бараков и административных корпусов лагерного периода, как здесь говорят. Сложенные из огромных бревен, которые в любой мороз не промерзают насквозь, бараки застенчиво улыбаются окошками с красной геранью и вывесками кафешек. Даже не сразу понимаешь, что это они. Однако на всех зданиях и даже сараях (то есть, конечно, ледниках) старше 50 лет развешены таблички (вообще музеификация на неожиданно высоком уровне). Всюду информационные стенды, указатели, карты — так что долго пребывать в заблуждении никому не грозит. Реставрация большинства храмов и скитов выполнена силами музея. И очень странно, когда в разговорах о передаче островов монастырю современный музей отождествляется с советской властью. Монастырь, вытянутый в форме корабля, стоит на узком перешейке между бухтой Благополучия и Святым озером (последнее было существенно расширенно монахами при игумене Филиппе Колычеве, соединившем 54 озера в единую водопроводную систему, действующую по сей день). Именно при этом игумене были заложены основные каменные монастырские постройки: Трапезная и Спасо-Преображенский собор. Стены монастыря сложены из огромных валунов. Кажется, что эти стены построены не людьми, но северными троллями. Однако известно, что строительство вел поморский крестьянин монах Трифон (Кологривов), и это воистину мегалитическое сооружение (отдельные «камушки» монастырских стен весят тонн 7-8) было сложено руками братии и паломников. Крепость возводилась против шведов, но шведы никогда ее не штурмовали. Собственно, первым взял Соловецкий монастырь в осаду царь Алексей Михайлович в 1668 году во время «стояния», когда соловецкие монахи не хотели служить по исправленным книгам. Тогда только с помощью предателя государевы войска попали внутрь монастыря. Во время Крымской войны английские ядра отлетали от монастырских стен, как мячики. В пешей доступности от поселка находится Переговорный камень — плита, установленная на том месте, где 22 июня 1855 года архимандрит Александр отказался продавать коров и прочую скотину бесчинствовавшим в Белом море англичанам. Но пять веков назад история Соловецкого монастыря начиналась немного в другом месте — там, где ныне находится Савватиевский скит. Именно там поселились пустынножители Савватий и Герман, прибывшие на острова в 1429 году. В науке существует предположение, что бухта Благополучия в то время была занята саамами (в Патерике об этом, правда, не упоминается) — и именно поэтому прибывший через семь лет на Соловки старец Зосима остановил свой выбор на ней — возможно, кроме тяги к пустынножительству он преследовал также и миссионерские цели. А может быть, отправляющиеся на Соловки монахи не хотели ничего никому проповедовать — а просто услышали от поморов об островах смерти, где «воды сладкие и езера рыбные», но не селится никто. Чем не место для уединенной молитвы в памяти смертной? Именно в Савватиево в 1923 году произошел т.н. первый массовый расстрел на Соловках. Там содержались политзаключенные — меньшевики, эсеры, анархисты. Они пользовались определенными вольностями, в том числе — свободой перемещения внутри скита. И однажды пришел приказ об ужесточении режима, запрете прогулок после 18.00. В первый же вечер в шесть вечера прозвучал залп; часть солдат стреляла холостыми, а другая часть была не в курсе ситуации и, услышав пальбу, выстрелила настоящими патронами по гуляющим заключенным. В Савватиевский скит экскурсий сейчас нет. Там постоянно проживает один монах, летом ему помогают в огородах трудники (в северных скитах традиционно выращиваются овощи для монастырской трапезы). Между монастырем и Савватиевским скитом находится Спасо-Вознесенский скит, он же «Секирка» — штрафной изолятор СЛОН. Именно там оттачивалось искусство убивать людей. Больше года там не «сохранялся» никто. Заключенных держали прямо в церкви — на первом этаже топились печи, но содержавшиеся там люди выгонялись на работы. Сидевшие на втором этаже на работы уже не выгонялись, но и печей там не было. Пропитание было у всех одинаковое: 200 граммов хлеба, кружка кипятка и несколько ложек пшена. Под куполом церкви был карцер. Кроме банальных расстрелов по расстрельным спискам и не только, в изоляторе широко практиковалось морение голодом до смерти, а также различные более оригинальные виды казней. Иногда целые этапы — человек по двести — сразу же из Рабочеостровска отправлялись на Секирку. Напрашивается вопрос, не проще ли было убить этих людей на материке? Интересно, что в расстрелах были обязаны участвовать по очереди все сотрудники лагеря, включая врачей и поваров. Впрочем, большинство постов, как сейчас бы сказали, «менеджеров среднего звена» занимали бывшие красноармейцы и бывшие чекисты из числа заключенных. «Самоохрана заключённых! Самонаблюдение! Самоконтроль! Ротные, взводные, отделённые — все из своей среды». Не зря многие публицисты в 90-е годы называли гестаповцев жалкими плагиаторами. Лагерь смерти, бессмысленный и хаотический, но от того еще более страшный, был создан лет за двадцать до Бухенвальда и Освенцима. В принципе, все любопытствующие могут найти в сети массу противоречивой информации про Соловецкий лагерь — начиная от «Истории нашей канализации» Солженицына и до современных исследований. Повторять эти факты в данном тревеле бессмысленно: скажу честно, если бы я стала читать про СЛОН до поездки, то не поехала бы. Но у меня, к счастью, стоял какой-то блок на подобное чтение… Сейчас читаю. Третью ночь подряд… Очень помогает от любых прокоммунистических симпатий. Но давайте о приятном: тундре и трупосожжениях. Про северные неолитические лабиринты написана масса научной и околонаучной литературы — хотя, к счастью, несравнимо меньше, чем про Стоунхендж или тот же многострадальный Аркаим. Видимо, потому что на тему лабиринтов трудно что-то особое нафантазировать: как обсерватории их использовать нельзя (летом не видно звезд, а зимой — лабиринтов), для чудесных исцелений они тоже не очень подходят. В общем-то, остается две версии использования: в погребальном обряде (вокруг них встречаются валунные насыпи и небольшие курганы с кальцинированными костями — остатками трупосожжений на стороне) и в обряде инициаций. В любом случае, можно реконструировать такую картину: неолитическое население Беломорья раз в несколько лет приезжало на табуированные острова для совершения неких обрядов (погребения праха умерших или инициации подрастающего поколения). Лабиринты и могильники обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. На одних только Большом и Малом Заяцких островах сохранилось более тридцати штук. К сожалению, большинство археологических памятников находится вне зоны доступа туристов, но и те лабиринты и святилища, по которым проводят экскурсии, производят огромное впечатление — вряд ли где-то еще сохранился столь цельный ритуальный комплекс, как на Большом Заяцком острове. В завершение — о погоде. И природе. Первым открытием для меня стало, что в словосочетании «белая ночь» ключевое слово — «ночь». На Соловках в начале июля просто день. Круглосуточно. Вторым — когнитивный диссонанс: смотришь в одну сторону, вдыхаешь морской запах — ну Крым и Крым. Смотришь в другую сторону, на березы, чернику и валуны — все как на даче. Третьим — что цвет тундры ярко-зеленый. Тут надо отметить, что на самом Борльшом Соловецком острове тундры почти нет, там несколько подвырубленная зеками тайга, а на мелких островах — Большом и Малом Заяцких, Лудах, тех островках, по которым проходит валунная дамба XVI века, связывающая Большой Соловецкий с островом Большая Муксалма — участки тундры перемежаются с лесотундрой. На Соловках кажется, что ты — на краю. Вообще-то это не совсем так, и Соловецкий архипелаг — даже не крайний север, и 160 с чем-то км до Полярного круга, если смотреть на карту. Но субъективное восприятие примерно такое. И на этом краю стоит побывать. *** Добраться до Соловков можно самолетом — из Москвы или Архангельска, или морем — через Кемь, Беломорск или опять же Архангельск. Турфирмы обычно возят именно через него (путь по морю в этом случае занимает около 12 часов). Наиболее дешевым вариантом является путь через Кемь. От вокзала на автобусе или такси (таксисты просят 300, с местными можно сторговаться за 200 р.) добираетесь в порт (он находится в Рабочеостровске, примечательном тем, что именно в нем снимался фильм «Остров»). По сети ходит миф, что до островов можно добраться «на местных жителях». Это не совсем так — может, кому-то и везет, но редко. Поэтому стоит запомнить расписание катеров: 8.00 — «Василий Косяков» (500 р.); 10.00 — «Туман» (650 р.). И все. Известны случаи, что люди, не успев на катер, весь день сидели на пристани. Обратно: 16.00 — «Туман»; 17.30 — «Василий Косяков». Поселиться на Соловках можно в палаточном городке (около 60 р. с носа), в частном секторе (от 200 р. без удобств до 800 с горячей водой и инетом), в гостинице «Петербургская» (это общежитие Соловецкого образовательного центра, от 300 р. в зависимости от количества мест в номере) и других гостиницах (от 1200 р.). Также есть специальные гостиницы для монастырских трудников. Билайн на островах мышей не ловит. Экскурсии проводят монастырь и музей. На монастырских экскурсантам дается время помолиться около каждой святыни, зато музейные проводят квалифицированные историки и археологи. Также есть авторские экскурсии. Все достопримечательности, кроме самого монастыря, находятся на достаточно немалом расстоянии от поселка. Основной вид транспорта — велосипед (в поселке несколько пунктов проката). При велосипедных прогулках стоит учитывать, что на островах много болот, поэтому стоит захватить с собой такие джинсы, в которых будет не страшно вязнуть в трясине. Есть автобусные экскурсии, а также экскурсии на лодках и катерах (по внутренним озерам и на другие острова архипелага). О дальних экскурсиях (архипелаг Кузова, остров Анзер и т.д.) лучше узнавать заранее. На Соловецких островах летом вам пригодятся теплые вещи, ветровка, репеллент, термос. Но не стоит забывать про купальник (вода в лесных озерах, как и в озере Святом, вполне прогревается) и солнцезащитный крем. В принципе, все самое необходимое из продуктов и промтоваров можно купить в поселке. Главное — быть готовым шагать, грести, крутить педали, вбирать в себя по всем каналам восприятия новую информацию — иногда жесткую, страшную, леденяще холодную. И тогда вам обязательно удастся поймать сдержанную улыбку Соловков. источник: http://novchronic.ru/3848.htm
| |
Просмотров: 527 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |