Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 25 » Александр Чаусов: Спор о будущем. Кирилл и Диомид
Александр Чаусов: Спор о будущем. Кирилл и Диомид
23:02
Говоря о патриархе Кирилле и экс-епископе Диомиде, или даже противопоставляя их, важно понимать, что речь идет о противопоставлении двух ментальностей, двух систем мотивации, долгое время уживавшихся в Церкви, но взаимоисключающих друг друга.

Диомид стал, пожалуй, самым ярким из выразителей образа мышления, не предполагающего будущего для Церкви в России. Да, он не был единственным в своем роде, потому, наверное, и пошли в какой-то момент слухи о скором и громком расколе в Православной Церкви.

В пестрое идейное содержание учения Диомида об «истинном христианском благочестии» было собрано всё и отовсюду. Были там и кошмарные ИНН, и мобильные телефоны с микрочипами, и «тайно (или явно?) филокатолическая иерархия РПЦ МП», и страх экуменизма. Все это служило, с одной стороны, для вербовки маргиналов из церковного сообщества, с другой — ясно говорило о том, что поскольку нет правды на земле, пора уходить в катакомбы. Или в леса, на худой конец. А если брать шире, то основной пафос проповеди экс-епископа был направлен на то, чтобы Церковь как можно скорее и как можно полнее ушла из социальной, информационной и в принципе публичной сферы жизни.

Осознанно или нет, но Диомид под страшными условиями окружающей реальности подразумевал необходимость превращения Русской Церкви в секту. В сообщество людей, которые ничего, кроме «печати антихриста», в окружающем мире не видят.

Нынешний патриарх — выразитель противоположного взгляда на Церковь и роль православия в России. Он миссионер и, как миссионер и глава Поместной Церкви, настаивает на усилении роли РПЦ в обществе, во всех сферах социальной деятельности. Впрочем, о том, какова позиция патриарха по тому или иному вопросу, он заявляет сам, открыто и публично. В конце концов, есть Основы социальной концепции РПЦ, документ, решающую роль в принятии и разработке которого принял именно нынешний патриарх. И этот документ, на мой взгляд, оптимально выражает взгляды Предстоятеля Русской Церкви и его единомышленников.

Впрочем, повторюсь, что речь идет не столько о персонах патриарха Кирилла и Диомида, сколько о системах мотивации и мировосприятия. Та же самая «диомидовщина» родилась не в голове у Диомида, она была собрана им по частям, взятым из церковного сообщества, эти идеи, и про ИНН, и про микрочипы, и прочее-прочее витали в церковном воздухе с девяностых годов. Вся эта параноидальная конспирология стала оформленным выражением страха советских православных людей от того, что СССР рухнул. В Церкви многие увидели спасение, но при этом в Церковь же понесли свой взгляд на мир как на хаос, переполненный злом и коварством, и на Церковь как на ЦК КПСС, который знает ответы на все вопросы и выдаст директивы, обязательные к исполнению, в лучших традициях решений партии. Понятно, что такой взгляд на Церковь не соответствовал и не соответствует действительности, и чтобы нивелировать этот разрыв восприятия и объективной реальности, некоторыми православными стала создаваться «теория вселенского заговора».

К концу нулевых эти настроения попробовал взять под контроль Диомид. Начал он с публикации 22 февраля 2007 года в интернете «Обращения ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви».

В общем-то, нужно сказать, что в плане информационной кампании это был взрыв. Сыграло роль время, когда «Обращение» появилось в публичном доступе — за несколько месяцев до подписания Акта о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Ну и далее с интервалом в несколько месяцев тогда ещё действующий Чукоткий и Анадырский епископ продолжил в интернете публиковать гневные письма и давать интервью, где все жестче критиковал Русскую Церковь за все смертные грехи.

В общем-то, с ним случилось то, что и должно было случиться, Диомид был извергнут из сана. Впрочем, для него это трагедией не стало, поскольку он с уже начавшей оформляться общиной отправился в «свободное религиозное плавание».

Самое интересное заключается в том, что как только Диомид перестал быть епископом, интерес к нему начал стремительно падать. Было еще несколько писем и около 20 тысяч подписей в защиту бывшего чукотского архиерея, было и анафематствование Диомидом патриарха Алексия II и тогда еще митрополита Кирилла, но уже через несколько месяцев о Диомиде и его последователях стали забывать.

Даже на Поместном соборе, вокруг которого кипели те ещё страсти, про Диомида с его анафемами вспомнила пара изданий, и на этом тема опального монаха была исчерпана.

В чистом остатке Диомид после стояний и в его защиту, после двадцати тысяч подписей против решения Архиерейского собора об извержении его из сана, остался с интернет-ресурсом http://www.diomid.info/. Это форум, на котором зарегистрировано 337 пользователей. Они очень не любят иерархию РПЦ МП, почитают Диомида. Последний, кстати, успел за прошедшее время организовать Святейший правящий синод своей «православной церкви».

Фактически, Диомид стал лидером одной из, к сожалению, многих карликовых сект, которые выдают себя за Православную Церковь. Раскола не вышло, срыва подписания Акта о воссоединении не произошло. Массового ухода верующих к Диомиду не случилось.

Не скажу, что с уходом Диомида и его сторонников из Русской Церкви и интронизацией владыки Кирилла на патриарший престол из церковной среды начисто исчез «православный алармизм», но в любом случае Русская Церковь и православная общественность сделали выбор со всей определенностью. Выбор в пользу патриарха Кирилла и системы ценностей, которой придерживается он.
 
Просмотров: 408 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: