Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 25 » Елена Чаусова: Гарри Поттер
Елена Чаусова: Гарри Поттер
23:07
Как ни относись к «Гарри Поттеру», а все ж таки он — редкое по нашим временам явление.

Детская книжка, которая покорила миллионы взрослых, сказка, к которой отнеслись очень серьезно. С каким произведением это случалось в последний раз? Ну да, с «Властелином колец». Изнутри среды ролевиков это было видно особенно хорошо: после толкиенистов никто не фанател так активно и агрессивно, как поттероманы. Впрочем, ролевиками все далеко не ограничилось.

Еще удивительнее подобный ажиотаж с учетом того, что книги Роулинг хоть и неплохи, но — не более того. В тексте — множество ошибок, неточностей и шершавостей. Персонажи периодически ведут себя психологически недостоверно. Сюжет порой грешит излишней плоскостью. Тем не менее, любители Гарри Поттера готовы простить писательнице все или почти все. И любители эти — не десятилетние девочки с косичками, а зачастую — тридцатилетние дяденьки и тетеньки.

Можно, конечно, сравнить поттероманию со спайсоманией — которая соотносится с популярностью Биттлз примерно так же, как ажиотаж вокруг Поттера с любовью к «Властелину колец». Дескать, о темпора, о морес — вместо Настоящего Искусства сплошные поп-однодневки, а публике только того и надо. Но, во-первых, поттериана, в отличие от «Спайс Герлз», на однодневку совсем не похожа, и я уверена, что ее будут читать ещё несколько поколений (да, тут можно со мной спорить, но проверить сейчас нам все равно не удастся). Во-вторых, вышеприведенная сентенция отнюдь не объяснят нам, почему стала популярной именно эта книга. В мире достаточно литературных произведений такого же уровня и похожего жанра. Но ни одно из них не удостоилось такого шквала популярности.

Повторюсь, я не склонна считать причиной литературные достоинства книги. Она, увы, довольно средних художественных качеств. По зрелом размышлении отметаем и маркетинг — книг с лучшей промокампанией также навалом. Остается только непосредственное содержание. Роулинг, в отличие от великого множества других авторов фэнтези, сумела вложить в свои книги нечто, привлекающее читателя, как цветочки пчелок.

Главное в книгах подобного жанра — это, конечно, мир. Значит, именно в его устройстве и стоит искать секрет успеха. Тут нам следует признать, что каким бы отдаленным от нашей сегодняшней реальности ни было произведение, глобальные законы мироздания остаются в нем примерно теми же. Просто для того, чтобы придумать логику мира не то что целиком, а хотя бы в некоторой мере, нужно достигнуть того уровня внутренней гармонии, на котором писателями уже не работают. Посему, максимум, на который способен даже очень талантливый автор — это переосмысление действующих законов Вселенной на уровне своего понимания в соответствии с собственными же взглядами на жизнь.

Увы-увы, но именно мировоззренческая база у Роулинг — слаба. В отличие от того же Толкина, обладавшего стройными и твердыми религиозными взглядами, Роулинг, кажется, относится к тем самым «бытовым христианам», которых у нас нынче большинство.

Прожив всю жизнь внутри христианской цивилизации, они усваивают соответствующую ценностную парадигму: быть великодушным — хорошо, жадность — это плохо, любовь спасет мир и т.д. Однако выше этого уровня, до глобальных обобщений на тему устройства мира и его законов, мысль их не поднимается. И нет, «детскостью» книжки нельзя объяснить неясность подобных вопросов. «Нарния» Льюиса — тоже детская книжка. В детских книжках общемировоззренческие вопросы, как раз, становятся куда более ярко выраженными, чем во взрослых — такова специфика аудитории. И если в поттериане довольно четко видны взгляды автора на человеческие отношения и бренную жизнь, то с метафизическими вопросами многодетная мать явно категорически не определилась. Даже в последней книге, где нам изображают «врата в загробный мир» и выдают кульминацию всех ранее озвученных вопросов, все довольно мутно и неопределенно.

А вот бытовая сторона здесь, напротив, чудо как хороша. Повседневная жизнь волшебников описана ярко, красочно, со множеством интересных деталей. Экранизации достаточно хорошо показывают, насколько живописен и интересен мир Роулинг. Но он не только интересен — он еще и добр. Несмотря на Волдеморта и чиновников из министерства магии, жить в мире книг Роулинг значительно легче, лучше и приятнее, чем в мире современного мегаполиса. И поймут, почувствуют это в первую очередь не дети, а именно взрослые. Детям, по-хорошему говоря, волшебный мир поттерианы совершенно не нужен, они и так в нем живут 24 часа в сутки благодаря своей фантазии и умению удивляться. А вот практически все взрослые в наше время это ощущение «волшебности» мироздания теряют к окончанию переходного возраста. И взрослым его очень не хватает, не так уж давно кончились те времена, когда все население земли без исключений обладало мифологическим мышлением и чувствовало себя соответственно.

Да, взрослый будет сопротивляться и отнекиваться, делать серьезное лицо и изображать прагматизм — и читать ночью с фонариком детскую книжку. А потом опять делать серьезное лицо и говорить, что «надо же посмотреть, от чего все так с ума сходят» и что ему, конечно, совсем не понравилось. Потому что он приобрел «взрослость» и потерял «волшебность», считая это необходимым для жизни, но обмен ему, на самом деле, совершенно не нравится. Оттого нарисованная перспектива жить «нормальной» взрослой жизнью без утери волшебности мира для него так заманчива. Именно взрослые хотят работать в Хогвартсе и министерстве магии. Именно взрослым хочется ездить на финал чемпионата по Квиддичу. Именно взрослые хотят управляться с домашней работой с помощью несложных заклинаний и ездить в гости при помощи каминов, а не машин.

Конечно, Роулинг — не первая и не последняя, кто ввел магию в современные будни. Но только у Роулинг получилось перенести в мир взрослых детские ощущения от реальности. За это ее полюбили. И будут любить еще долго — по крайней мере, до тех пор, пока не исчезнет порожденный модернизмом «взрослый» мир или кто-нибудь не напишет лучшей, но столь же волшебно-доброй книжки для взрослых.
Просмотров: 415 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: