Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 26 » ТРЕТИЙ РИМ – ВТОРОМУ РИМУ: ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА. Часть I
ТРЕТИЙ РИМ – ВТОРОМУ РИМУ: ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА. Часть I
13:57

Исторический визит

В июле 2009 года состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского Кирилла в Константинопольский Патриархат, который без преувеличения можно считать историческим событием как в отношениях между обеими Поместными Церквями, так и для Православной цивилизации в целом.

Как хорошо известно, современные отношения между Московским и Константинопольским Патриархатами являлись очень напряженными до самого последнего времени. А учитывая положение, которое занимают две эти Церкви в православном мире, очевидно, что от их взаимоотношений напрямую зависит и состояние вселенского православия. Фанар и Москва являются выразителями двух разных, во многом противоречащих, моделей церковного устройства, в связи с чем, в современной межправославной политике часто выделяют два отдельных направления – константинопольское и московское. Основное имеющееся между ними противоречие связано с утверждением Фанаром концепции вселенского первенства единого епископа или модели «восточного папизма», неприемлемой с точки зрения РПЦ для православной экклезиологии. Это противоречие привело к прямым конфликтам после осуществления Фанаром вмешательства на каноническую территорию Московского Патриархата, часть которой после 1991 года оказалась разделенной между несколькими государствами «ближнего зарубежья», а значит, по мнению Фанара, стала территорией церковной диаспоры, должной быть окормляемой Константинополем. Так, в 1996 году произошел громкий эстонский конфликт, связанный с учреждением Константинопольским Патриархатом автономной церкви собственной юрисдикции в Эстонии, являющейся канонической территорией РПЦ. Эта политика Фанара естественно получила резкое осуждение со стороны Москвы и привела к полугодовому разрыву церковного общения между двумя Патриархатами. Другой серьезный конфликт между двумя Церквями связан с попытками вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украины, несмотря на то, что она является юрисдикцией РПЦ. Речь идет о возможных планах перехода под юрисдикцию Фанара раскольнического «киевского патриархата», а также, о возможном переходе Украинской православной церкви из московской юрисдикции в константинопольскую, на основании якобы неканоничности присоединения УПЦ к Московскому Патриархату. Разумеется, такой безосновательный и односторонний пересмотр имеющихся юрисдикционных границ и вторжение на чужую каноническую территорию, были причинами достаточно долгой конфронтации между Поместными Церквями.

Но ряд сделанных в последнее время позитивных шагов навстречу друг другу позволили приостановить эту своего рода «холодную войну» и сделали возможным возродить отношения между двумя Патриархатами. Так, летом 2008 года Константинопольский Патриарх Варфоломей во время своего визита на Украину, вопреки просьбам Ющенко и «киевского патриархата», а также настороженным ожиданиям канонической Украинской Церкви, не оказал поддержку раскольническому «киевскому патриархату». Также важным дружественным шагом было прибытие Патриарха Варфоломея зимой 2008 года в Москву и его участие в прощании и отпевании почившего Предстоятеля РПЦ Алексия Второго. Кроме того, в течение последних лет, между делегациями обеих Церквей, в отличие от нескольких предыдущих конфликтных случаев, состоялось позитивное сотрудничество в работе межправославных совещаний и комиссий. Этот положительный опыт двух последних лет и сделал возможным состоявшийся исторический визит, долгожданное возобновление диалога и, будем надеется, конструктивного сотрудничества между Московским и Константинопольским Патриархатом.

О масштабе состоявшегося визита красноречиво говорит его программа, которая сильно выходила за ожидаемые «протокольные» рамки подобных встреч, и имела не только предполагаемую чисто церковную составляющую – сослужение и переговоры между Предстоятелями, посещение и освящение храмов и прочее; но и весомую светскую часть, касающуюся национальных и общественно-политических вопросов. Показательно, что Патриарх Московский Кирилл нанес визит не только, как ожидалось, Константинопольскому Патриарху, но и отдельно встретился с премьер-министром Турецкой Республики, с руководителем Управления по делам религии Турции, а также с сотрудниками Российского посольства и с русскими соотечественниками.

Ценность церковного единства

Одной из важнейших тем, поднятых подчеркнутых Предстоятелем Русской Православной Церкви во время прошедшего визита, была тема церковного единства как одной из основных ценностей во взаимоотношениях между Поместными Церквями. Ведь в свете той разобщенности и конфликтности, которые присущи современным межправославным отношениям, ценность церковного единства, особенно между Фанаром и Москвой, действительно нуждалась в новом утверждении. Церковное единство проявляется, прежде всего, в литургическом общении между Церквями, в связи с чем оба Патриарха сослужили Божественную Литургию в Георгиевском Патриаршем соборе Фанара. Это событие особенно было отмечено Святейшим Патриархом Кириллом: «Сегодня произошло важнейшее событие в нашем посещении Святейшей Константинопольской Церкви – совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе». По словам Московского Патриарха, «усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого единства».

Важным показателем церковного единства являются братские взаимоотношения, проявляющиеся в наличии между Церквями открытого и конструктивного диалога, позволяющего позитивно решать всевозможные проблемы и вырабатывать общие позиции по возникающим вопросам. Предстоятели Москвы и Константинополя провели долгожданные переговоры, на которых обсудили самые актуальные и животрепещущие проблемы, касающиеся как взаимоотношений между двумя Церквями, так и Вселенского Православия в целом. И, несмотря на то, что целый ряд имеющихся спорных вопросов сразу решить не удалось – да и не удалось бы – важным достижением является сам переход к новому формату взаимоотношений в виде братского, открытого и конструктивного диалога! Как отметил глава ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) по итогам визита, несмотря на сохранение между двумя Церквями «очень серьезных разногласий», они должны обсуждаться «в открытом и регулярном диалоге, который приводил бы к решению проблем с учетом позиций обеих сторон»; и подчеркнул тот позитивный факт, что «новый формат взаимоотношений уже не предполагает ударов в спину».

Православная цивилизация в современном мире

Другой важнейшей темой, поднятой Предстоятелем Русской Церкви, была тема Православной Цивилизации в современном мире. Ее значимость связана с тем, что до сих пор православная цивилизация является невероятно разобщенной, а значит, очень уязвимой по отношению к различным вызовам современного мира. Поэтому, необходимой заботой Предстоятелей двух самых влиятельных Православных Церквей естественно является сплочение православной цивилизации, активизация межправославного сотрудничества, проведение регулярных межправославных конференций и совещаний. И, конечно, выработка совместных общеправославных позиций по различным проблемам и ответов на различные вызовы современного мира. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в реалиях современного мира, когда религия вытесняется из общественной жизни, пересматриваются традиционные ценности, стирается понятие о грехе, «необходимо объединить усилия в выработке общеправославного ответа на вызовы времени»; «наши общие предания могут быть прочной основой для совместного свидетельства перед лицом современного мира». В этой связи, Московский Патриарх напомнил, что Русской Православной Церковью на протяжении многих лет проводится систематическая работа по осмыслению вызовов современного мира, результатами которой стал целый ряд уже подготовленных и изданных документов РПЦ – таких как «Социальная концепция», или «Декларация прав и достоинства личности». Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «эти труды… могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры».

Также, во время своего визита Патриарх Московский поднял важную тему активизации «диалога цивилизаций», что особенно актуально для урегулирования все более частых современных межрелигиозных конфликтов. В этой связи, Предстоятель РПЦ обсудил тему «диалога цивилизаций» с премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом и выразил свою поддержку предложению Турции и Испании по созданию мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». А также, предложил инициативу создания экспертного органа в рамках Организации Объединенных Наций, с целью обсуждения и разрешения возникающих в современном мире религиозных конфликтов.

Елена Малер-Матьязова

источник: http://win.ru/europe/2177.phtml

Просмотров: 428 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: