Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 26 » Проблема зла и смысл страданий в нашей жизни.
Проблема зла и смысл страданий в нашей жизни.
17:12
fr_serapheim_ruВсе мы сталкиваемся со страданиями в нашей жизни. Иногда мы страдаем заслуженно, иногда нет. Как ни странно, страдания подталкивают нас к размышлению об их происхождении; и тут уже открывается целый мир вопросов, различных мировоззрений.
Страдания тесно связаны с так называемой проблемой зла в нашей жизни. Откуда происходит зло? Для этого нужно кратко описать православное мировосприятие, основанное на Священном Писании и Предании. Эти два источника едины и не являются религиозными системами, но описанием Божественного домостроительства в истории жизни церковной общины.
Нетварный Бог создает творение из небытия. Творение, будучи небытием, участвуя в божественных энергиях становится бытием. В библейском повествовании о создании человека – Бог «вдунул» в лице человека дыхание жизни, так человек стал «душею живою»[1]. Можно провести параллель с дыханием человека – человек дышит и «причащается» воздуха, посему и живет. Творение живится нетварной, божественной энергией. В первых трех главах Книги Бытия описаны создание мира, проблема праотеческого греха и проблема зла. Здесь нужно заметить, что все творение созданное Богом «хорошо весьма».[2]
Хотя все творение благо, это благо относительно и не является совершенством. Творение находится в постоянном движении к совершенству. Бог сотворил человека по образу и подобию Божиему и поставил его во главу творения.[3] Образ – это связь человека с Богом, подобие – и есть постоянное движение и изменение к совершенству.
То есть, мы можем сказать, что у творения и тварных существ есть возможность к изменению своего образа к добру (от небытия к совершенству) или злу (от бытия к небытию). Причины зла, они же причины и добра – это способность существ к изменению (доброму или злому) и произволение (свобода).
Некоторые считают зло наказанием за нарушение юридического миропорядка. Так в свое время западные схоластики пришли к выводу, что сатана является инструментом наказания в руках Божиих. Однако это неверно, ибо люди часто страдают не провинившись. Православие рассматривает зло как болезнь. У зла нет своей ипостаси, сущности, ибо все, что создал Бог «хорошо весьма». Зло паразитирует на ипостаси блага и, хотя является небытием, вызывает скорбь и страдания всем благим существам. Так, народная пословица – «благими намерениями вымощена дорога в ад» очень актуальна в данном контексте. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что начало и конец всего, и зла в том числе – есть благо.[4] Мы действуем, желая блага, а получаем обезображенное добро – зло.
 Следуя вышесказанному, рассмотрим библейское повествование о грехопадении праотцев.[5] Грехопадение происходит не только из-за свободной воли человека, но и из-за соблазна. Так, древний змий, сатана, соблазняет Еву преступить заповедь о воздержании от «дерева познания добра и зла». Человек жил в раю между «деревом жизни» и «деревом познания добра и зла». Дерево жизни – это прямое общение с Господом. Заметим, что запрета на вкушение от дерева жизни не было, оно стало недоступным человеку уже после праотеческого греха.[6] «Дерево познания добра и зла» – это нарушение прямого общения с Господом и познание возможностей тварной реальности – тления и разрушения. Так, древний змий, сатана и соблазнитель предлагает человеку в лице Евы врожденное желание и предназначение человека, данное ему Богом – стать богом по благодати. Он говорит Еве, что «вы будете как боги».[7] Здесь на лицо благое (и не только, но и врожденное!) желание. Однако цена – это нарушение прямого общения с Богом (отступление от дерева жизни) и вступление в прямое общение с возможностью тления и разрушения тварной реальности (причащение от дерева познания добра и зла).
 Последствия причастия человека к знанию добра и зла – бегство от лица Господа, непокаянное оправдание, наследство тления и смерти. Сделаем здесь маленькое отступление и заметим, что человек сам и добровольно скрылся от лица Господа прежде, чем Господь «изгнал» его из рая. Это подтверждает то, что общение с Богом было прекращено по инициативе Адама. Господь непричастен к прекращению общения человека с Богом.[8] Посему юридическая схема «вина-наказание» в свете вышесказанного выглядит, по крайней мере, вяло.
 Как мы уже заметили, падение праотцев произошло не только из-за их свободной воли. Человек является жертвой посторонней силы, которую предание называет сатаной или дьяволом, с которым у человека идет постоянная борьба.[9] Так после всех оправданий услышанных Господом от Адама, возложившего все происшедшее на жену (и на самого Господа, который дал ему эту жену!), от Евы, возложившей ответственность на змея, Господь определяет человеку путь его спасения. Во-первых, это вражда между потомством змея и потомством жены.[10] Церковь называет это Протоевангелием. Жена – это Божия Матерь и ее потомство Христос, который поразит сатану и его слуг – потомство змея. Заметим, что вражда и борьба тесно связаны со спасением человека. Т. е. Господь не просто определяет борьбу ради борьбы, но эта борьба приносит плод.
 Далее идет очень ценное повествование соответствующее нашей теме – смыслу страданий в нашей жизни. Господь говорит жене, что рождение детей будет происходить в скорби и болезни.[11] Господь в Евангелии проясняет этот момент. Скорбь преображается в радость.[12] Рождение новых людей пришедших в мир – это победа над смертью, спасение человеческого рода от смерти. Так эти страдания можно назвать воскрешающими. Здесь видно, что страдания тесно связаны с исцелением ситуации и со спасением. 
 В конце повествования третьей главы Бытия Господь говорит, что за грех праотцев проклята земля. В труде и страдании человек будет работать, чтобы добыть себе хлеб.[13] Так творение, это второе тело человека, не имеющее произволения, своей воли, механически следует за человеком и становится подверженным тлению и разрушению.
 Из вышесказанного можно сделать вывод, что зло, страдания, тленность, разрушение и смерть вошли в нашу жизнь, как последствие праотеческого греха и существуют вместе с нашими непрекращающимися пост-праотеческими грехами. Но все это тесно связано с нашим спасением. Спасение – это возвращение к прямому общению человека с Богом. Из хаоса и разрушения человек возвращается к божественной гармонии посредством покаяния.
В Евангелии от Луки, Господь спрашивает о казненных галилеянах и о людях, на которых упала Силоамская башня, были ли они грешнее других? «Нет, – говорит Господь, но, если не покаетесь, все так же погибните».[14] Итак, путь ко спасению есть покаяние.
 Покаяние это не просто надуманный нами образ грешника («я хуже всех»), но это дверь из хаоса к гармонии. Покаяние обычно следует за смирением. Гордость – это фантазия о нас самих. Смирение в противовес гордости – это логическая оценка нашего состояния. Это дверь из фантазии в существующую реальность.
Для прояснения проведем параллели гордости, фантазии, смирения и покаяния с евангельской притчей о блудном сыне.[15] Так младший сын отца, просит свою часть наследства уходит из дома и в «далекой стране», отвергнув воздержание, расточает все что имеет, живя распутно. Здесь ясно видно, что он неправильно оценивает ситуацию, гордится, что он уже не маленький и все может сам, живет в фантазии, не связанной с реальностью. По окончанию фантазии блудный сын возвращается в реальность. Наступает голод в той дальней стране и ему приходится устроиться на работу – пасти свиней, чтобы хоть как-то себя пропитать. Он рад бы был насытиться рожками, которыми питались свиньи, но не мог. Налицо страдания – это плоды гордости, фантазии и прерывания общения с отцом. Заметим, что в данном случае страдания и лишения его отрезвили. Блудный сын смиряется, трезво оценивает ситуацию. На основании фактов он выводит, что он не может всего сам, что, прервав общение с отцом, ему нечего стало есть. Посему он решает покаяться и сказать отцу: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.» Далее он применяет покаяние на практике – идет к отцу, просит прощения, вступает в общение с отцом. Таким образом он избавляется от лишений.
Подводя итоги можно сказать, что страдания – это часть нашей падшей реальности. В нашей свободе мы можем по примеру Господа последовать страданиям к воскресению или навечно укорениться во зле. Нам нужно всегда помнить о нашей борьбе с соблазном, с духами злобы. Это не средневековые понятия – это ежеминутная реальность. Посему нельзя полагаться только на нашу свободную волю, она может быть подменена, но на Господа. Страдания могут быть отрезвляющими или смиряющими нас, они ставят нас перед путем нашего исцеления. Путь же исцеления лежит через смирение, покаяние и конечно же молитву, т. е. общение с Господом, Ему же слава во веки. Аминь.


 [1] Быт 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

 [2] Быт. 1:31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

 [3] Быт. 1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

 [4] Иоанн Дамаскин. Диалог против Манихеев PG 94, 1560C Начало и конец всего, а так же и зол есть благо. Ибо благому принадлежит все – благое и противное. Мы действуем, желая блага; никто не обращает свои взоры на зло, делая что делает. Посему у зла нет ипостаси, но пара-ипостась.

 [5] Быт. гл. 3.

 [6] Быт. 3:24

 [7] Быт. 3:5

 [8] Быт. 3:8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

 [9] Еф. 6:12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

 [10] Быт. 3:15

 [11] Быт. 3:16

 [12] Иоан. 16:21

 [13] Быт. 3:17-19

 [14] Лук. 13:1-5

 [15] Лк. 15:11-32
 
Просмотров: 510 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: