Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 26 » Молитва церковная и частная.
Молитва церковная и частная.
17:18
Дабы ответить на часто возникающие у людей вопросы насчет молитвы, надо выяснить сам смысл молитвы и ее место в нашей жизни. Молитва есть общение с Богом. Как пример приведем Господом данную нам молитву «Отче наш», в которой ясно видно обращение человека к Богу. Так же, для нашей темы нужно будет определить место человека в мироздании. Все творение, мироздание, человек, относятся к тварной реальности по сравнению с нетварным Богом. Творение, участвуя в божественных энергиях, из небытия становится бытием.[1]
Как видно, эта зависимость творения от Бога, от божественных энергий не является тяготой, но развитием и жизнью. Простыми словами можно сказать, что человек, общаясь с Богом, участвует в жизни. Молитва есть наше свободное участие в жизни.
Следуя этой энергетической связи человека с Богом в истории и предании, можно привести следующие примеры частной молитвы на практике: так Моисей, находясь в пустыне и ни говоря ни слова услышал от Господа: «Что ты вопиешь ко Мне?»[2] Он молился, хотя он молчал. Ап. Павел в говорит:[3] «непрестанно молитесь». Григорий Палама с афонскими монахами исихастами усвоил это апостольское начало. Умная молитва практикуется и по сей день на Афоне и во многих православных монастырях. Как пример молитвы своими словами приведем молитву разбойника, не молившегося раньше, но в нужный момент сказавшего: «Помяни меня Господи, когда придешь в Царствие Твое».[4]
Так, ветхозаветный, новозаветный и церковный опыт предания показывает, что нет ничего плохого в том, чтобы молиться частным образом, своими словами, в молчании или умственно. Однако сегодня можно услышать мнения, что лучше всего молиться по молитвослову и в церкви (ибо лучше идти путем Церкви, чем путем придуманным самими нами, и что наша частная молитва несовершенна, ибо наше сердце еще не очищено); или наоборот, что лучше всего молиться своими словами (ибо что толку читать эти непонятные и постоянно повторяющиеся молитвы).
Дабы ответить на эти вопросы, нужно проанализировать опыт церковной молитвы в предании. И что такое вообще церковная, литургическая молитва. Христос говорит, что если двое или трое согласятся просить о всяком деле, то будет им, ибо там где двое или трое – Он сам присутствует посреди их.[5] Здесь ясно видно, что эти двое не смогут просить каждый по отдельности, им нужно согласиться, им нужна совместная молитва. Однако молитва в церкви не ограничивается просительным характером, но и прославлением Господа, Божией Матери, святых. Кроме всего церковная молитва является участием в предании Церкви. Здесь надо кое-что прояснить. Что такое Предание? Предание – есть сама жизнь Церкви в постоянно развивающейся истории. Ибо сначала происходят божественные события, затем уже священные писатели записывают историю. Св. Иоанн Дамаскин говорит про веру, что вера есть участие в предании Церкви, а неверие это участие в делах диавола.[6] Простыми словами – верит тот, кто ходит в церковь, участвует в церковной молитве, в таинствах, а тот, кто не верит – не ходит в церковь. Таким образом, участие в церковной молитве – это опять же участие в жизни.
У частной и церковной молитвы есть одно общее – обе являются общением с Богом, обе являются проводниками жизни. Если молитва не связанна с жизнью, то она тщетна и подобна звенящей меди.[7] Можно различать церковную молитву от частной, но не разделять. Так становится понятным, что нет причин считать частную молитву несовершенной и придуманную самими нами, или тяготиться от чтения непонятных и повторяющихся молитв. В своей жизни я часто сталкивался с людьми ходящими в православную церковь, где идет служба на совсем непонятном им языке. Однако они ходили на службу и ощущали благодать. Потому что они участвовали в предании, в жизни Церкви. Сам, живя в Греции, я просто подучил древнегреческий, чтобы понимать службы. К тому же читая молитвы «не своими словами» не надо забывать, что это были молитвы «своими словами» харизматических личностей, вошедших в предание Церкви.
Подводя итоги можно сказать, что молитва это общение с Богом. Сие общение дает нам жизнь и участие в боготворящей энергии для конечного обожения. Молитва в церкви, посещение церкви и участие в таинствах – это то, что делает верующего верующим.

Конец и Богу слава


 [1] Антифон 4-го гласа на Утренне. Святым Духом всяка душа живится.

Молитва Трисвятого Пения, Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Иже от небытия во еже быти приведый всяческая.

[2] Исх. 14:15

[3] 1Фес 5:17

[4] Лук. 23:42

[5] Мт. 18:19-20 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

[6] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, глава 10, О вере. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической церкви или через худые дела входит в общение с дьяволом, тот — неверный.

[7] Мт. 15:8-9 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 1Кор. 13:1
 
Просмотров: 426 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: