Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июнь » 17 » Суеверия в истории
Суеверия в истории
16:51
«СУЕВЕРИЕ, вера в предметы или вовсе несуществующие, или, хотя и действительные, но ложно понимаемые…» Что считалось суеверием во времена Петра I и в наши дни?
Задаток суеверия отчасти скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному и предугадыванию будущего. Главное же основание суеверия всегда заключается в недостатке умственного и нравственного развития, в ограниченности понятий, легкомыслии и слабости духа.
Отличительным признаком суеверия служит то, что оно видит таинственную связь между самыми разнородными предметами и без всякого исследования приписывает им чудесные свойства и действия.
Борьба с суевериями требует большой духовной опытности, ума, нравственной силы и осторожности. Чрез насильственное исторжение народных понятий и чувств, хотя и несвободных от суеверия, но глубоко вкоренившихся в народном духе и жизни, суеверие не только не искореняется, но еще более крепнет, становится непонятливее и, так сказать, раздражительнее.
Против суеверий и предрассудков, особенно если они не вредят ни Православию, ни христианской нравственности (напр., крестить рот во время зевоты, дунуть на пальцы перед сложением их для крестного знамения, просить об открытии царских врат во время трудных родов и т. п. Последний вопрос неодинаково решается в пастырской практике: одни считают обычай открывать царские врата во время родов предосудительным, др. — нет, открывают и поют при этом, после обычного возгласа, тропари Божией Матери: «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи» и пр. Потом произносят ектенью: «Помилуй нас Боже» с прошением: «Еще молимся о милости, жизни, здравии и спасении страждущей рабы Божией такой-то»), лучше всего употреблять средства мирные, следует прибегать не столько к открытому, настойчивому обличению их, сколько к указанию тех источников, из которых они происходят.Морской устав Петра I

 

К таким средствам может быть отнесено прежде всего ознакомление суеверов с историей происхождения того или др. предрассудка, а также с законами разнообразных явлений природы.

Борьба с суеверием всегда составляла предмет заботливости наших отечественных пастырей. Уклонение от чистого духа святой веры в народных мнениях, нравах и обычаях они обыкновенно обличали и исправляли своими пастырскими наставлениями с духом кротости, миролюбия и терпения.

Упорство же в суеверии они наказывали духовными епитимьями. Но, когда упорство соединялось с явными преступлениями против Церкви, с открытыми соблазнами и нарушением общественного порядка, тогда дела о суевериях переходили на суд светский.

 

Морским уставом Петра Великого велено различать суеверие религиозное от простого заблуждения и поверия; за первое определялась смертная казнь, последнее обыкновенно влекло за собою публичное церковное покаяние.

Духовный Регламент призывает духовное начальство заботиться об искоренении преимущественно таких суеверий, которые ведут к худым делам и вредят народной нравственности (ч. 2, § 1—10).

По действующим в н. ХХ в. законам запрещались вообще обычаи, не согласные с чистым духом Православия, особенно если они были соединены с священными временами и установлениями Православной церкви.

Так, запрещалось в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по некоторым старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одежды, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни, а равно, в течение пасхальной недели по старинному и вредному обычаю, купать и обливать водою не бывающих у заутрени. Запрещалось делать лжепредсказания, а также выдавать себя за колдуна или чародея и употреблять подобные обманы, основанные на суеверии, невежестве или мошенничестве. Запрещалось выдавать себя за лицо, одаренное какой-либо сверхъестественной силой или святостью и разглашать о ложных чудесах, о разглашении же их священники должны были немедленно объявлять своему начальству.

 

К суеверным обычаям относили и заговоры, т. к. они заключали в себе остатки языческой старины: простолюдины признавали в них действие какой-то темной нечистой силы. Поэтому священник, следуя внушению ап. Павла (2 Кор. 6, 14—16), а равно постановлению Шестого Вселенского собора (пр. 61), должен всею силою своего пастырского влияния восставать против суеверных заговоров.

 

 

 

Источник: Институт Русской Цивилизации

Просмотров: 476 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: