Ответ: больше, чем просто все. Ибо «все» - это то, что могли ожидать люди. А Христос сделал для Европы гораздо больше. Христос развеял в Европе тьму язычества и глупость идолопоклонничества. Этим сказано все для тех, кто понимает значение этих двух слов: язычество и идолопоклонничество...
Религия без истинного Бога, брак без морали, общество без милости, государство с целями шайки разбойников - одним словом, жизнь без смысла и смерть без надежды. Кроме того, постоянный страх перед грозными богами, которых необходимо ублажать кровавыми жертвами (человеческими и животными), гаданиями и бесчисленными дневными и ночными бессмысленными церемониями. Мрак и глупость в хате крестьянина, мрак и глупость в доме патриция, мрак и глупость во дворце царя, в поэзии - во всем. Сатана держал европейцев в колодке, пока не явился Христос". И весь организм европейского человечества, все тело и вся душа его были не просто больны, а были сама болезнь, как проказа, поражающая человека с головы до пят. Явившись в этой больнице, в этом сумасшедшем доме, Христос через слуг Своих словно сказал Европе те же слова, что и женщине, ходившей скорченной восемнадцать лет: «Ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13, 12). И Европа тотчас выпрямилась, пришла в сознание, просветилась, очистилась и образовалась. Словно в темнице распахнули окна, почистили, навели порядок, окадили. Вместе с тем Христос дал крещеным народам Европы власть над всем шаром земным - крестить, будучи крещенными, освящать, будучи освященными, учить своих слабых братьев, пребывающих во мраке, будучи наученными. Вот какое чудо из чудес совершил Господь Иисус Христос в Европе. На второй вопрос: как Европа отблагодарила Христа, или чем воздала Ему? - ответом будет не свет, а мрак, не радость, а слезы. Она отблагодарила и воздала, как те самые гадаринцы, которых Христос освободил от легиона злых духов, а они просили Его покинуть их: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них...» (Лк. 8, 37). И Он ушел, не возразив им ни одним словом. Он ушел, а проклятие осталось на этой земле, и страна Гадаринская - некогда плодородная и богатая - сегодня представляет собой лишь серую испепеленную проклятую пустыню. Гадаринцы просили Христа уйти. Европейцы не просят, а гонят. Гонят всеми доступными способами: и в школах, и в газетах, и в политике, и в кино, и своими научными вымыслами, и своей культурной напыщенностью. Они гонят Его и в мыслях, и в словах, и в делах, и по отдельности, и группами, и все вместе. И если так случилось со страной Гадаринской, которая по глупости своей просила Христа покинуть ее, то что же будет с Европой, которая не просит, а в озлоблении гонит Его от себя? С Европой, которая отказалась от Христа и вернулась к своему престарелому мрачному, глупому, исполненному миазмов язычеству? Об этом косвенно говорится в Евангелии. С Европой произойдет то же, что и с культурным, богатым, обустроенным, веселым и роскошным городом Капернаумом, стоявшим на берегу Галилейского озера. Христос определил его судьбу следующими словами: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомовой отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11, 23,24). Братья мои, если бы в Индии или Китае совершились те чудеса, которые произошли в Европе за две тысячи лет, чудеса без меры и числа, уже давно бы эти два великих человеческих муравейника - половина всего человечества - покаялись в пыли и пепле, полюбили Христа и поклонились Ему. Но я беспокоюсь не за судьбу Индии и Китая, а за судьбу Европы. Пропадет, как Капернаум... Ибо, посчитав себя культурной, Европа одичала. Посчитав, что она все знает, - поглупела. Посчитав себя самой сильной - стала ничтожной, как паутина. Вот вам, братья, предмет для размышлений и поучений. Прославьте Христа Бога, дабы и Он вас прославил в Царстве Своем Небесном. Аминь. Из воспоминаний святителя Николая А в лагере (в Дахау) было так. Сидишь, бывало, в углу и повторяешь про себя: «Я пепел. Господи, возьми душу мою!..» Однажды днем я как всегда сидел в камере. Неожиданно вошел молодой немецкий офицер и спросил: - Вы действительно верите в Бога? - Нет, - ответил я. - Как я рад встретить культурного человека. В детстве я верил, потому что меня так учили, а сейчас совсем не верю. - У меня совсем по-другому, - сказал Я. - В детстве я верил, но теперь я не должен верить, потому что я знаю, что Бог существует. Мой опыт и моя вера превратились в уверенность. Теперь я знаю, что Бог действительно существует.
|