Иона, митрополит Московский и всея Руси | 13:20 |
У каждого христианина есть свой святой покровитель. По традиции и для каждого русского города выбирался небесный покровитель – тот, кто будет молиться за его жителей пред Богом. Один из предстателей пред Господом за Москву – святитель Иона, чьи мощи почивают в Успенском Соборе Московского Кремля.
Родился будущий московский митрополит не в Москве, а в Галиче (бывшая Костромская губерния). В двенадцать лет принял монашеский постриг в одном из монастырей недалеко от дома, а потом перешел в московский Симонов монастырь. Так что москвичом Иона стал уже будучи монахом.
На новом месте не обошлось без приключений. Иона был послушным и трудолюбивым иноком и нередко работал из последних сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. И надо же было так случиться, что именно в это время в обитель приехал московский митрополит Фотий. Затем Иона на время покинул Москву - он был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало славного пути. В XV веке была попытка созвать восьмой Вселенский собор. В этот исторический период Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи. Турки захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы - Константинополя. Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию Восточного епископа Марка и представителя Западной Церкви доминиканца Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию. Существовал еще один довод за прекращение затянувшегося собора: расходы по содержанию его участников целиком взяла на себя Католическая Церковь, но долго так продолжаться не могло, и в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание. Князь Василий написал Константинопольскому Патриарху письмо. Он дипломатично не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры, зато сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления митрополиту неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий велел заточить. Заметим однако, что Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы. Митрополит Московский
Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года. По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай. У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. "Ты выбил мне последние зубы!" - вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону. Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о городе и его жителях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов - самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах татар произошло смятение, и они ушли. Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу. Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой. Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы "за него" должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был. | |
Просмотров: 492 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |